Понятие правовой системы. Критерии дифференциации на правовые семьи. Основные правовые семьи: краткая характеристика

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

1.Правосознание;

2.Правовая идеология;

3.Правовая культура;

4.Право;

5.Законодательство;

6.Правоотношения;

7.Правопорядок;

8.Юридическая практика;

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью генезиса, источников права, основных правовых понятий и конструкций, способов, методов и принципов юридической деятельности.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Критериями являются:

ñсоотношение и использование источников права,

ñроль суда в создании прецедентов,

ñпроисхождение и развитие системы права.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

ñ романо-германская правовая семья

ñ англосакская правовая семья

ñ религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.)

ñ социалистическая правовая семья

ñ традиционная правовая семья,

ñ некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права.

Признаки:

1) Основной источник права — нормативный акт.

2) Чёткое деление норм права на отрасли.

3) Все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право.

4) В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы.

Англосакская правовая система. К ней относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Признаки:

1) Основной источник права - правовой (судебный) прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2) Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

3) На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

4) Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

5) Нет кодифицированных отраслей права;

6) Отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

7) Широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

8) Юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Религиозная правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Признаки:

1) Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

2) Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

3) Тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

4) Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

5) Отсутствует деление права на частное и публичное;

6) Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

7) Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

8) Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Социалистическая правовая семья. Есть две точки зрения: 1) ответвление романо-германской правовой системы 2) самостоятельная правовая система.

Признаки:

1) государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни

2) законодательное закрепление большого числа социальных гарантий

3) упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности

При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Традиционная правовая семья. Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Признаки:

1) Внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения.

2) Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

3) Регулируется, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право).

4) Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: