Тезис №1 - Старец Порфирий не читал творений Святых Отцов не знал их учения и вообще был очень глупым человеком

Проф. Осипов: "Его спросили о Святых Отцах он говорит: "Я их очень люблю, но я их никогда не читал", замечательно, это вот оно налицо, что он никогда действительно не читал, если почитал бы хотя бы Исаака Сирина он бы никогда такого не сказал."[2]

Он же: "В незнании наставлений Святых Отцов признается и сам отец Порфирий: "Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Но, искренне говорю вам, я не читал их..." Интересно как может нравиться то, чего не читал? - В мечтах все возможно."[3]

Он же: "Ах да вот он говорит Порфирий: "Мне нравились и нравятся книги написанные Святыми Отцами Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Нисским, Паламой, но искренне говорю вам я не читал их." Правда красота какая ну просто замечательно, видимо этот человек был такой я вам скажу знаете настолько простоватый, ну есть такие приятные в общении люди очень приятные, очень добрые, но очень глупенькие, простоватый человек, он ведь откровенно говорит, как это можно интересно любить, когда не читал даже их."[4]

Алексей Ильич приводит слова старца Порфирия о том, что он не читал Святых Отцов, но к сожалению не цитирует, идущие ниже по тексту, объяснения старца по этому поводу, тем самым проф. Осипов оставляет своего читателя в некотором недоумении относительно того почему старец не читал Святых Отцов а это ведь немаловажный вопрос.

Приведу более полную цитату: "Я очень ценю книги, написанные святыми отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Хотя искренне говорю вам, я не читал их. Но я их знаю, всех святых благословенных...

В прежние времена на Святой Горе не позволяли читать "Добротолюбие" и другие подвижнические книги, только Священное Писание и жития святых. Поймите правильно то, что вам говорю. Чтобы читать это, нужно иметь духовника, который бы на собственном опыте пережил это, иначе можете запутаться. Потому что чтение этих книг должно сопровождаться послушанием. Без послушания может получиться вред. В этих книгах написаны очень высокие вещи, Божественные озарения, которые может использовать злой дух, когда нет послушания старцу."[5]

Проф. Осипов не мог не увидеть этих объяснений старца о том, что "В прежние времена на Святой Горе не позволяли читать "Добротолюбие" и другие подвижнические книги", но не стал об этом говорить вероятно потому что не хотел чтобы это сыграло в пользу старца, оправдало его в чем-то, не зная этих обстоятельств читатель профессора скорее всего будет думать, что старец просто не считал нужным читать Святых Отцов а это не может вызвать уважения и понимания.

Хотя выше я приводил в оправдание старца его слова о том, что на Афоне запрещали читать книги Святых Отцов, но на самом деле старец не нуждается в этих оправданиях потому что в действительности он хорошо знаком с творениями Святых Отцов, я не знаю как объяснить это противоречие в словах старца, но должен засвидетельствовать что, в своих беседах он многократно цитирует слова Святых Отцов и говорит, что все узнавал читая святоотеческую литературу. Прошу простить меня за этот поворот на 180 градусов, но мне было важно показать как проф. Осипов работает с источниками.

Итак, что же сделал проф. Осипов, читая книгу он "не заметил" в беседах старца цитат из Святых Отцов и подобрал такие слова старца Порфирия, которые позволили ему представить старца безграмотным человеком, не читавшим Святых Отцов.

Вот, что говорит старец Порфирий в одной из своих бесед: "Старцы не говорили мне ничего. Такая у них была традиция. Они не учили меня словами, а лишь своим поведением. Я все узнавал из житий святых и святоотеческих книг. "[6]

В другой книге под названием "Цветослов советов" приводятся такие слова старца: "Я очень много читал, сильно любил книги. Читал я втайне, выкраивая для этого каждую свободную минутку. На­изусть выучил Евангелие от Матфея, от Луки, полови­ну от Иоанна, а также псалмы. Тщательно изучал творения Святых Отцов. Это был труд на пользу души."[7]

Я посчитал слова скольких Святых Отцов старец Порфирий цитирует в своих беседах, вот список: преп. Никодим Святогорец[8], свят. Василий Великий[9], преп. Исаак Сирин[10], блаж. Августин Иппонский[11], преп. Макарий Великий[12], преп. Симеон Новый Богослов[13], свят. Иоанн Златоуст[14], преп. Андрей Критский[15], преп. Григорий Синаит[16], блаж. Иоанн Мосх[17]

Так же старец Порфирий цитирует патерики:

"Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов"[18]

"Эвергетинос" - святоотеческая антология[19]

"Синайский Патерик"[20]

Помимо прямых цитат из творений Святых Отцов старец Порфирий в своих беседах показывает осведомленность в их учении:

"Отцы Церкви толкуют Пятидесятницу, лишь немного приоткрывая завесу, потому что боятся перетолкований и недопониманий. То же происходит с Откровением Иоанна Богослова. Непосвященные не могут постигнуть смысл таинства Божия."[21]

"Среди подвижничества, поклонов, бдений и других злостраданий есть место и посту. Сытое чрево не рождает тонкого ума. Я узнал это от святых отцов. Все святоотеческие книги говорят о посте. Отцы настаивают на том, чтобы мы не ели трудноперевариваемую и жирную, утучняющую пищу, потому что она причиняет вред как телу, так и душе. Они говорят, что овечка ест земную травку и потому такая тихая. Видите, как они говорят: «Как овечка». В то время как собака или кошка, все плотоядные, — это все свирепые животные. Мясо причиняет человеку зло. Хорошо человеку от трав, фруктов и тому подобного. Поэтому отцы говорят о посте и осуждают многоядение и то наслаждение, которое человек получает от богатого стола. Наша трапеза должна быть попроще. Не будем уделять ей большого внимания."[22]

"И из святых отцов Церкви, писавших о трезвении, многие говорят о страхе смерти и ада. Они говорят: «Имей непрестанную память о смерти»."[23]

"Отцы Церкви самой действенной молитвой считали молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ключ к духовной жизни — молитва."[24]

"Молитесь, не составляя в уме своем никаких образов. Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркивают, что молиться нужно безобразно."[25]

"И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни одного отца ты не можешь отринуть. Если станешь отрицать преподобного Симеона Нового Богослова, то отречешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, говорит и апостол Павел."[26]

"Пусть дети учатся у святых отцов. Учение отцов научит наших детей исповеди, расскажет им о страстях, о зле, о том, как святые побеждали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глубоко проник в них."[27]

"А ты знаешь, после явления Магомета, какое наименование отцы нашей Церкви дают полумесяцу?

— Нет, Геронда.

— Взять бы твой диплом и разорвать. Ну какой ты богослов? — воскликнул со смехом отец Порфирий. — Полумесяц является символом антихриста."[28]

А вот свидетельства людей близко знавших старца Порфирия:

"Отец Порфирий говорил, что церковные песнопения являются духовным сокровищем Православия. В них наилучшим образом нашли свое отражение Священное Писание, православное предание, творения святых отцов, догматы Церкви и все ее богословие."[29]

"При следующей же встрече он начал пересказывать мне буквально слово в слово большие отрывки из книги Иоанна Лествичника! Это было поразительно! Комментарии, которые он давал, были не только интересны, но и достаточно обширны. Из каждого слова он извлекал более глубокий смысл, чем простые объяснения на основе грамматики.

Я с большим трудом мог уследить за его мыслью. Мне было очень стыдно перед Батюшкой, что я позволил себе с такой иронией подумать, что он "малограмотный"!"[30]

"Во время ночного Пасхального богослужения, когда наступало время чтения знаменитого Огласительного слова святого Иоанна Златоуста, народ начинал волноваться и приходил в священный трепет. Отец Порфирий читал слово просто прекрасно — наизусть, медленно и величественно. Он любил все творения Златоуста, но это Слово особенно. Он читал его, как уже упоминалось, очень медленно, с чувством, наизусть, держа в руках один лишь пасхальный трехсвечник."[31]

Отец Порфирий помимо книг Святых Отцов изучал так же творения подвижников благочестия еще не прославленных Церковью на то время, например он цитирует свят. Игнатия Брянчанинова.[32]

Помимо того, что старец Порфирий читал книги Святых Отцов были и другие способы с помощью которых он получал свои знания:

"Сейчас открою вам другую тайну. По ночам я общаюсь по телефону с одним афонским подвижником. Он много читает отцов и объясняет мне многие вещи. У нас духовные беседы."[33]

Так же не могу не рассказать о том как старец чудесным образом узнавал содержание книг не читая их:

"Моя радость становится огромной, когда другой человек уверяет меня в том, что видимое мной на самом деле так и есть, потому что я понимаю, что это знание исходит не иначе как от Бога. Поясню, что имею в виду. Я часто прошу вас прочесть мне один параграф, скажем, из какого-нибудь отца и говорю вам: «Посмотрите на странице десятой, во втором параграфе, в середине страницы, и найдете то, что я вам сказал». И вы действительно открываете на определенной странице, находите и прочитываете мне это. Там написано в точности так, как я вам сказал. Вы удивляетесь, потому что я говорю: «А, этого не знал ранее, слышу это впервые!» — хотя только что сказал это вам наизусть, и ко мне приходит большая радость. Говорю вам правду, не обманываю. Я действительно этого не знал, потому что никогда этого раньше не читал. В тот момент, когда сказал вам параграф, в тот же самый момент Божественная благодать, Святой Дух открыл мне это внутри меня. Но я услышал это впервые тогда, когда вы прочитали, потому что раньше никогда этого не читал, и на меня это произвело большое впечатление, я обрадовался тому, что вы подтвердили то, что открыла мне Божественная благодать."[34]

Проф. Осипов снисходительным тоном назвал старца Порфирия очень глупеньким и очень простоватым человеком, это мнение Алексея Ильича находится в коренном противоречии со свидетельствами самого старца о себе и со свидетельствами людей близко знавших его:

Старец Порфирий: "Я много пережил в те годы, когда находился в Афинской поликлинике. Греция, особенно Афины, переносила испытания войны, оккупацию, голод и смерть, которая косила людей ежедневно. Я делился с больными просфорами и всем, что мне приносили. Их душевная боль подталкивала меня к состраданию, и я видел глубины их душ. Молился о тех, кто приходил ко мне и рассказывал о своей телесной болезни. Это побуждало меня к изучению. Видя больной член тела, я хотел узнать его научное название и ту роль, которую играют все органы тела: печень, поджелудочная железа и другие члены. Поэтому купил книги по медицине, анатомии, физиологии и тому подобном, чтобы изучить это и быть информированным. Для лучшего образования некоторое время посещал аудиторные занятия на медицинском факультете. Такая любознательность у меня была ко всему. Я все хотел узнать во всей глубине и широте. Если шел на какой-нибудь завод, хотел узнать во всех подробностях о том, как он работает. Если посещал музей, то часами интересовался скульптурой."[35]

Свидетельства людей близких к старцу:

"Широта познаний отца Порфирия просто поражала. Однажды ранним летним вечером мы приехали к Старцу и, побеседовав с ним, стали собираться в обратный путь. Мы сказали ему, почему так торопимся: нам надо было успеть на театральную постановку в театре Иродио. Я приготовился услышать от Старца слова возражения против посещения театра. Но ничего подобного не произошло. Отец Порфирий заговорил о композиторе театральной постановки, исполнителе главной роли и сделал несколько очень точных замечаний о самой постановке. Я был поражен. Ведь всё его образование составляли два класса начальной школы! Во мне пробудилось любопытство. Увидев в исихастирионе антенну, я спросил у духовных чад Старца, хорошо знающих его уже на протяжении многих лет, для чего он ее использует. Мне сказали, что несколько лет назад отец Порфирий занимался созданием принимающего устройства, работающего на основе галинита. Кроме работы на земле, которую его преклонный возраст и слабое здоровье уже не позволяли ему выполнять, Старец любил заниматься техникой. Я вспоминаю также железную печку — собственную разработку Старца. Зимой, после богослужения, мы все собирались вокруг нее."[36]

"До этого разговора со Старцем я знал, что он врач, архитектор, инженер, электрик, агроном и т. д. Но в тот день я узнал, что он еще и диетолог, и очень хороший диетолог."[37]

"Отец Порфирий давал нам советы относительно того, в каком районе надо строить дом, как его сориентировать по сторонам света, чтобы солнце попадало в комнаты в течение всего дня, как устроить систему отопления и т. д. Также он всегда нам говорил о правильном питании и о диете."[38]

"Приснопамятный отец Порфирий получил в миру лишь начальное образование. Однако, несмотря на это, он, стяжав премудрость свыше, был настоящим мудрецом. Обладая природной любознательностью, он любил читать различную познавательную литературу. Старец читал книги из самых различных областей знаний, — это кроме богословской литературы, которую он читал с особым вниманием. Он читал книги по медицине, физике, астрономии и т. д."[39]

Ну как похоже это на очень глупенького человека? По-моему нет!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: