Тезис №4 - Учение старца Порфирия носит ярко выраженный антиаскетический характер

Проф. Осипов: "Одной из главных причин столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни, к которому отец Порфирий так настойчиво призывает своих чад, является незнание им святоотеческого духовного опыта жизни."[75]

Я собрал высказывания старца Порфирия по поводу аскезы из нескольких книг, думаю такого количества цитат достаточно чтобы составить объективное мнение о том насколько его учение аскетично или антиаскетично.

Вот, что старец Порфирий говорил о значении аскезы:

"Православная аскеза должна иметь место не только в монастырях, но и в миру. Молитва в храме, долгие богослужения и славословия Бога в духе любви, — это великое благословение. Ты знаешь, как сильно души терзаются страстями и какое отдохновение они получают от любви Христовой?"[76]

"Ни один подвижник не стал святым без подвигов. Никто не смог взойти к духовности без аскетических упражнений. Подвижничество должно быть. Духовное упражнение — это поклоны, бдения и другое, но не с насилием. Пусть все будет с радостью. Дело не в поклонах, которые мы делаем, не в молитвах, а в самоотдаче, в пламенном желании Христа, всего духовного. Многие делают это не ради Бога, а ради самого подвига, для пользы телесной. Но духовные люди совершают это ради пользы душевной, ради Бога. И тело получает большую пользу, не болеет. От этого бывает много доброго."[77]

"Крайнего совершенства достигали те редкие аскеты, которые скрывались в пустыне. Они не стремились ни к людской славе, ни к чему, ни к чему, ни к чему... Они обливались покаянными слезами к Богу и молились все за Церковь. Все они труждались прежде всего ради мира и Церкви, а потом уже ради себя."[78]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: