1. Определите, что труднее было выполнить: придумать аргументы «за» и «против» или дискутировать с оппонентами?
2. Что является критерием появления психики? Аргументируйте свой ответ.
3. Какие стадии развития психики выделяют различные ученые?
4. Какова роль психики в биологической эволюции?
5. Каковы особенности психики на разных ступенях биологической эволюции?
6. Что такое психика как образ и психика как процесс? Раскройте возможные формы отношений между ними.
7. Какие точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции вы знаете?
8. Каковы объективные критерии психики, выделяемые в школе А.Н.Леонтьева? Определите понятия «биотический стимул», «абиотический стимул», «раздражимость» и «чувствительность».
9. Каковы необходимые и достаточные условия возникновения чувствительности? Как можно доказать это экспериментально?
10. Кратко охарактеризуйте особенности психического отражения мира на стадиях элементарной сенсорной и перцептивной психики с учетом известных вам примеров.
|
|
11. Что вы знаете о дискуссиях вокруг выделения стадии интеллекта в развитии психики в филогенезе?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Филогенез – это:
1) выделение главных этапов эволюции психики животных.
2) выявление условий перехода от одного этапа эволюции к другому.
3) историческое формирование группы организмов.
4) процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных.
Ответ: 4.
2.Психика – это:
1) внутренний субъективный мир человека или животного.
2) комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний.
3) основа психической жизни человека.
4) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Ответ: 4.
3.Способность отражать целостные образы предметов и явлений действительности появляется на стадии:
1) перцептивной психики.
2) сознания.
3) элементарной сенсорной психики.
4) интеллекта.
Ответ: 1.
4.А.Н.Леонтьев считал, что основное отличие деятельности животного от деятельности человека состоит в том, что она является:
1) осмысленной.
2) операциональной.
3) потребностной.
4) инстинктивно-биологической.
Ответ: 1.
5.Переходу к человеческой психике соответствует:
1) трудовая деятельность.
2) отсутствие устойчивого объективного предметного значения.
3) возникновение сознания.
4) развитие психики обусловлено общественно-историческими факторами.
5) увеличение объема головного мозга.
Ответ: 4.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. В работе «Эволюция психики» А.Н. Леонтьев пишет: «Неправильное противопоставление духа и материи выразилось в том, что мышление и всякая вообще внутренняя духовная деятельность с самого начала стала выдаваться не за то, что есть на самом деле. Эта деятельность выступила в психологии не как одна из исторически возникших форм осуществления реальной человеческой жизни …, а как якобы особая активность, как особого рода процессы, принципиально противоположные процессам внешней практической деятельности и полностью независимые от нее». А каково Ваше мнение, что такое мышление как одна из форм психической активности человека?
|
|
Ответ: Мышление как одна из форм психической активности человека – это процесс активной познавательной деятельности субъекта, позволяющий понимать то, что не дано человеку непосредственно в восприятии, посредством действий. Мышление связано с действием: действие – это первичная форма существования мышления, а первичный вид мышления – это мышление в действии и действием.
2. Какие факторы, влияющие на развитие психики в филогинезе, описаны под цифрами 1 и 2?
1) переход из жизни в гомогенной среде к наземному образу жизни.
2) усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение.
Ответ:
1) внешние.
2) внутренние.