Системы массового обслуживания классифицируются следующим образом:
1) по числу каналов:
¨ одноканальные (n = 1);
¨ многоканальные (n > 1);
¨ многофазные (обслуживание заявки состоит из нескольких этапов, выполняемых последовательно друг за другом на разных обслуживающих устройствах).
2) по правилам обслуживания:
¨ СМО с отказами (нулевое ожидание или явные потери). Если нет свободных каналов, то заявка получает отказ и покидает систему (например, вызов абонента через АТС);
¨ СМО с ожиданием и неограниченной очередью. При занятости системы заявка поступает в очередь и в конце концов будет выполнена (например, торговля, сфера бытового и медицинского обслуживания);
¨ СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди (ограниченное ожидание). Имеется ограничение на длину очереди (например, сервис при обслуживании автомобилей, обслуживание в банке).
3) по дисциплине обслуживания (способу отбора заявок на обслу-
живание):
¨ первым пришел – первым обслужился;
¨ последним пришел – первым обслужился;
¨ системы с приоритетом обслуживания.
4) по месту нахождения источника требований:
¨ разомкнутые, когда источник требований находится вне системы (например, ателье по ремонту телевизоров; здесь источник требований – неисправные телевизоры находятся вне системы и привозятся в ателье для ремонта);
¨ замкнутые, когда источник требований находится в самой системе (например, неисправные станки цеха завода обслуживаются бригадой наладчиков станков этого же цеха); обслуженные требования через некоторое время вновь поступают в систему (отремонтированные станки снова ломаются и отправляются на обслуживание бригадой наладчиков).