При пуске двигателя постоянного тока ток якоря изменяется от некоторого пикового значения I 1 до тока переключения I 2, при достижении которого выводятся ступени пускового резистора (см. рис. 5.1).
Схема автоматического пуска двигателя в функции тока должна предусматривать одно или несколько реле тока в соответствии с числом ступеней пуска, включаемых непосредственно в цепь якоря двигателя. Настройка реле осуществляется таким образом, чтобы ток втягивания реле был меньше тока I 1, а ток отпускания равен току переключения I 2.
Схема типового узла пуска двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением в две ступени в функции тока с применением одного реле тока приведена на рис. 5.4.
Рис. 5.3. Схема пуска двигателя постоянного тока с параллельным
возбуждением в две ступени в функции тока
Пуск двигателя осуществляется нажатием на кнопку «ПУСК» – SB1. При этом включается линейный контактор КМ1 и подключает двигатель к сети. Двигатель начинает разгоняться с полностью включённым в цепь якоря пусковым резистором r 1 + r 2. Бросок пускового тока в якорной цепи вызывает включение реле тока КА1, которое разомкнёт свои контакты КА1.1 и КА1.2 в цепях контакторов ускорения КМ2 и КМ3, исключая их включение и выведение ступеней пускового резистора r 1, r 2 в начале пуска двигателя. Через некоторое время после этого включается блокировочное реле КV и замыкает свой контакт в цепи контакторов ускорения КМ2 и КМ3, подготавливая цепь для их включения. По мере разгона двигателя ток якоря снижается до значения тока переключения I 2, при котором отключается реле тока КА1 и замыкает свои контакты КА1.1 и КА1.2 в цепях контакторов ускорения КМ2 и КМ3.
Первым включается контактор ускорения КМ2 и закорачивает первую ступень пускового резистора r 1. Двигатель переходит на вторую искусственную характеристику и разгоняется по ней. При выведении первой ступени пускового резистора в цепи якоря происходит бросок тока до величины пикового значения I 1. Реле тока снова включается и размыкает свои контакты КА1.1 и КА1.2 в цепях контакторов ускорения КМ2 и КМ3. Но контактор КМ2 остаётся включённым, так как он, включившись, своими вспомогательными контактами зашунтировал контакты реле тока КА1.1. Контактор КМ3 не включается, так как замыкание вспомогательных контактов контактора КМ2.2 в его цепи отрегулировано так, что происходит после размыкания контактов реле тока КА1.2. При дальнейшем разгоне двигателя ток якоря снова снижается до тока переключения I 2, снова отключается реле тока КА1 и замыкает свои контакты КА1.1 и КА1.2 в цепях контакторов ускорения. Включается контактор ускорения КМ3 и закорачивает вторую ступень пускового резистора r 2. Двигатель переходит на естественную характеристику и разгоняется по ней до точки установившегося режима, когда момент двигателя равен статическому моменту при пуске.
Остановка двигателя происходит при нажатии на кнопку «СТОП» – SB2. При этом отключается линейный контактор КМ1 и отключает двигатель от сети.
При включении в якорную цепь двигателя токовых реле по количеству степеней пускового резистора, размыкающий контакт каждого реле включён в цепь своего контактора ускорения. При этом для повышения надёжности работы схемы настройка отключения токовых реле производится на разные токи: реле, воздействующее на контактор ускорения, шунтирующий первую ступень пускового резистора, настраивается на ток переключения I 2; реле, воздействующее на контактор ускорения, шунтирующий вторую ступень пускового резистора, – на ток I 2 – ΔI, следующее – на ток I 2 – 2 ΔI и т.д. Такая настройка реле исключает возможность их одновременного отключения, одновременного включения всех контакторов ускорения и выведения всех ступеней пускового резистора и позволяет в цепях последующих контакторов ускорения исключить использование вспомогательных контактов предыдущих контакторов ускорения (на рис. 5.4 – контакты КМ2.2).