В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента: 1) бурное развитие культуры организации; 2) стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций; 3) методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; 4) формирование и развитие новых специальных видов менеджмента.
1. Культура организации является важным фактором прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации. Очень часто она является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости некоммерческой организации.
Составляющие компоненты культуры организации: нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение.
2. Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое употребление во все большем количестве управленческих ситуаций.
|
|
Бизнес-планирование – олицетворение идей и методов стратегического планирования, доведенных в отдельных случаях до нормативно закрепленных процедур. В региональных, национальных и международных программах используются идеи и подходы теории стратегического планирования. Чаще всего это применяется в целевом управлении, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех заинтересованных лиц, процедуру оценки эффективности и результативности.
3. Распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Очень часто маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). А в деятельности многих некоммерческих организаций используются элементы бизнес-планирования. В целом, многие методы управления культурой организации, используемые в коммерческих организациях, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.
4. Развитие специальных видов менеджмента. С 90-х годов XIX в. наблюдается тенденция развития следующих видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, реинжиниринга бизнеса, антикризисного управления и пр.
|
|
Становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает разработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления.
Особенность: все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.
Управления организациями туризма
Вопросам управления организациями индустрии туризма посвящено немало исследований. Вместе с тем переход к рыночным отношениям потребовал решения новой, еще неразработанной проблемы, связанной с формированием у организации индустрии туризма конкурентных преимуществ и рассмотрения этого вопроса с точки зрения комплексного подхода, в том числе с учетом развития новых организационных форм и отношений управления, а также использования брендинга для продвижения и сбыта туристских продуктов и услуг.
Решение данной проблемы возможно в случае, если туристские организации будут иметь методику деятельности для каждого выделенного сегмента целевого рынка и смогут выбирать различные маркетинговые программы по созданию, поддержанию и расширению прочных связей с потребителями, по повышению лояльности клиента, по созданию имиджа предлагаемых ими туристских услуг.
В связи с растущей транснационализацией и глобализацией туристского бизнеса на первом плане оказывается проблема координации деятельности менеджеров с совершенно разными мировоззрениями и культурными ценностями. Ни одна мультинациональная организация не может проигнорировать особый характер функционирования международных команд и пренебречь вопросами их обучения и воспитания.
Персонал в индустрии туризма является важнейшей составной частью конечного продукта, и, следовательно, качество обслуживания зависит от мастерства и сознательности служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается вежливостью персонала, его отзывчивостью и умением работать в команде. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристской организации.
Большинство организаций в индустрии туризма не уделяют должного внимания управлению персоналом, считая персонал вспомогательным компонентом. Однако это неверный подход, так как люди в сфере туристских услуг являются по меньшей мере частью организации и все больше частью самого туристского продукта, за который организации и получают свой основной доход.
В ближайшем будущем в индустрии туризма будет происходить реформирование управления по пути повышения эффективности использования персонала, улучшения его финансового положения, а также будут проводиться специальные программы по его развитию и мотивированию.
Подготовкой кадров для организаций индустрии туризма в настоящее время занимаются многие российские вузы. Вопросам менеджмента в индустрии туризма посвящено немало исследований. Вместе с тем возрастание роли туризма в России потребовало издания учебного пособия, сочетающего теоретические аспекты организации управления предприятий индустрии туризма с практическими вопросами технологии управления туристским комплексом.
Проанализировано современное состояние мирового и российского туристских рынков; выделены их особенности; дается характеристика современного потребителя и его требования к туристскому продукту; рассмотрены современные организационные формы управления организациями индустрии туризма и вопросы формирования конкурентоспособного бренда.
Знания и практические навыки, наличие которых позволет:
- исследовать тенденции в области управления и организации туристскими предприятиями;
|
|
- иучитывать в туристской деятельности спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей;
- получать оптимальные результаты с минимальными затратами;
- корректировать цели и программу действий туристских организаций в зависимости от состояния рынка;
- создавать конкурентоспособную продукцию;
- использовать современные организационные структуры управления туристскими организациями;
- выявлять особенности и проблемы организации и управления туристскими предприятиями;
- принимать обоснованные управленческие решения.
Из особенностей туризма как объекта управления вытекают характерные черты для управления туристским предприятием:
- При планировании турдеятельности на первое место необходимо ставить нужды, потребности и желания конечных потребителей.
- Непервичность туристской услуги, то есть она еще не стала товаром первой необходимости, и на ней много больше сказывается изменение покупательской способности населения.
- Особое значение маркетинга в туристской сфере по причине невозможности предоставления образца услуги покупателю. Поэтому менеджмент в туризме должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации).
- Уникальность туруслуги (невозможность повторить ее во всех аспектах).
Вопрос 3.9. Организационно-правовые формы туристских предприятий
Организационно-правовые формы в сфере туристского бизнеса
Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная экономика предполагает функционирование туристских предприятий различных организационно-правовых форм. Правовой основой туристского предприятия является предпринимательство.
Организационно-правовая форма предприятия определяется:
- порядком формирования уставного фонда;
- степенью ответственности по обязательствам предприятия;
- формой собственности.
В России для предприятий всех организационно-правовых форм законом гарантируются равные права и возможности. У каждого из этих предприятий есть свои преимущества и недостатки.
|
|
У государственных и муниципальных унитарных предприятий, как правило, высокий рейтинг кредитоспособности, однако они сдерживают переход к рыночной экономике; у частных — полная самостоятельность, свобода, высокая степень ответственности, конфиденциальность действий, но ограниченные финансовые возможности, низкий рейтинг кредитоспособности.
Наиболее простая организационно-правовая форма — это хозяйственные товарищества, основанные на коллективной собственности. Преимуществом хозяйственных товариществ является надежность партнеров, высокая ответственность, а недостатком — нестабильность функционирования вследствие выхода из общества одного из участников общества, отсутствие профессионального менеджмента.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного (на вере).
Полное товарищество характеризуется двумя основными признаками: во-первых, любой из его участников в соответствии с заключенным договором вправе заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества, причем его действия признаются действиями самого товарищества, и, во-вторых, товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица всем принадлежащим им имуществом.
Товарищество обязательно должно иметь фирменное наименование с указанием имен всех его участников и слов «полное» товарищество либо имени одного или нескольких участников и с добавлением слов «и компания».
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников на основе учредительного договора, который подписывается всеми участниками полного товарищества.
Личная ответственность своим имуществом требует доверительных отношений между полными товарищами. Доверие необходимо, поскольку один будет совершать сделку, а другой может отвечать по возникающим в связи с исполнением этой сделки обязательствам. Полное товарищество — очень удобная форма семейного предпринимательства. Помимо доверительных отношений удобства такой формы определяются простотой организации и управления.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участник товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе не менее, чем за 6 месяцев до фактического выхода из товарищества.
Другим видом товариществ являются коммандитные товарищества (товарищества на вере). Сохраняя все преимущества полных товариществ, эта организационно-правовая форма позволяет привлекать дополнительный капитал третьих лиц.
Коммандитное товарищество характеризуется смешанным составом его участников (недаром в ранее действовавшем законодательстве оно именовалось смешанным товариществом). Полные товарищи осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам своим имуществом. Коммандитисты, то есть вкладчики, не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности, не отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью товерищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов.
Поскольку полные товарищи действуют от имени товарищества в целом, полному и коммандитному товариществу не нужен устав. Учредительным документом товариществ является учредительный договор, который представляет собой договор о совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, где фиксируются их обязанности, порядок передачи имущества в складочный капитал, размер и порядок изменения долей, совокупный размер вкладов, определяется порядок управления.
Наиболее популярной организационно-правовой формой в туризме является хозяйственное общество (в частности, общества с ограниченной ответственностью). Данную организационно-правовую форму имеют около 75% туристских предприятий. В отличие от товариществ, общество представляет собой объединение капиталов.
Действующим законодательством предусмотрена возможность образования обществ трех видов: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.
Общество с ограниченной ответственностью характеризуется двумя основными признаками: во-первых, в нем имеется уставный капитал, так как у обществ есть устав: во-вторых, участники общества (в том числе учредители) не несут никакой ответственности по его обязательствам. Они несут риск убытков в размер своего вклада.
Обществу необходим устав, так как это — объединение капиталов, а не лиц. Следовательно, участники общества могут не заниматься лично предпринимательством. Для ведения дел общества необходимо создать его органы, наделить их компетенцией, что и определяется уставом.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, соответствующие вкладам участников. Он представляет собой денежную оценку вкладов участников, зарегистрированную в учредительных документах. Доли участников являются условными. Они необходимы для того, чтобы пропорционально этим долям определить размер их прибыли. Доли необходимы и при определении размера ликвидационной квоты при ликвидации общества, а также для определения «веса» каждого участника в управлении делами общества.
Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание. Кроме того, создается коллегиальный и (или) исполнительный единоличный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества и подотчетный общему собранию участников. Это может быть правление, совет директоров, руководитель, президент, который без договоренности действует от имени общества.
Общество с дополнительной ответственностью является вариантом общества с ограниченной ответственностью. Оно целиком совпадает с ним по своему правовому положению, за исключением одной особенности — его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, установленных учредительными документами общества. Иными словами, участники общества несут дополнительную ответственность при недостатке имущества самого общества, но не всем своим имуществом (как в полном товариществе), а в размере, кратном сумме внесенных ими вкладов. У кредиторов появляется дополнительная гарантия того, что они удовлетворяют свои требования за счет не только минимального уставного капитала, но и за счет имущества учредителей. Учредительными документами общества с дополнительной ответственностью являются договор и устав.
Правовое положение акционерных обществ определяется не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. 120-ФЗ).
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Из этого определения следует первый характерный признак акционерных обществ: их уставный капитал поделен на доли, причем все эти доли равны, а каждая выражена ценной бумагой — акцией. Акционеры могут иметь разное количество акций.
Второй признак акционерных обществ состоит в том, что акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут, риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество отличается от общества с ограниченной ответственностью, во-первых, тем, что из общества о ограниченной ответственностью можно в любой момент выйти и забрать свою долю. Эта доля должна быть выплачена в соответствии с уставом в денежном эквиваленте или в натуре. Из акционерного общества тоже можно выйти, но только другим способом — передав другому лицу свои акции. От самого акционерного общества ничего нельзя потребовать при выходе. Во-вторых, акционерное общество дает возможность сконцентрировать большой капитал за счет привлечения мелких вкладчиков путем открытой подписки. Будучи ценными бумагами, акции свободно обращаются, в том числе и на бирже. Это дает возможность оперативно перемещать капитал из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.
Наряду с преимуществами, акционерная форма организации бизнеса имеет и некоторые недостатки, и в первую очередь это касается мелких акционеров. Они не имеют реальной возможности оказывать влияние на принятие решений общим собранием общества. Учредители, занимающие ответственные посты в органах управления обществом, по сути, получают неограниченные возможности распоряжаться капиталом общества.
Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1000-кратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на дату регистрации общества.
Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, называется закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право покупки.
Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае превышения указанного предела закрытое общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое общество.
Акционерное общество вправе выпускать обыкновенные, с правом голоса, и привилегированные акции, владельцы которых имеют право голоса на общем собрании только в отдельных случаях, оговоренных в законе и уставе.
Акционерное общество может выпускать и облигации. Облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки.
Держатели облигаций получают преимущественное право по сравнению с акционерами оплаты облигаций и удовлетворения своих требований при ликвидации общества. С другой стороны, они не имеют никаких прав в управлении делами общества. Выпуск облигаций — это дополнительная возможность привлечения капитала.
Обычно в акционерном обществе много участников. При этом складывается особая структура управления. Кроме общего собрания акционеров как высшего органа есть исполнительный орган: коллегиальный управление, дирекция) и (или) единоличный (директор, генеральный директор). Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью общества, совершает сделки. Поскольку общее собрание зачастую собрать очень трудно, создается специальный постоянно действующий орган, представляющий интересы акционеров и наблюдательного совета — совета директоров.
Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Учредительным документом является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Суть кооперативов заключается в том, что это объединение не предпринимателей (как в товариществе), не капиталов (как в обществе), а объединение физических лиц — работников. Они участвуют в таком объединении своим личным трудом.
Для деятельности кооператива характерен имущественный паевый фонд, формируемый за счет паевых взносов его членов. Паевой фонд определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов.
Независимо от размера пая каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием членов кооператива. Такого правила нет ни в обществе с ограниченной ответственностью, ни в товариществе. Число членов кооператива не должно быть менее пяти человек.
Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности, — соответственно размеру их паевого взноса.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов кооператива входят правление и (или) председатель. Учредительным документом кооператива является устав, утвержденный общим собранием членов кооператива.
Предпринимательская деятельность также может осуществляться лицами, объединившимися для этих целей, без образования юридического лица, на основании заключенного между ними договора. Примером такого договорного объединения может быть простое товарищество. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и действовать совместно без образования юридического лица для извлечения прибыли или для достижения иной, не противоречащей закону цели.
Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности, основанное на праве оперативного управления, является федеральным казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства РФ. Устав казенного предприятия утверждает Правительство РФ.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, утверждает устав предприятия, осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежавшее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (с согласия собственника этого имущества). Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Уполномоченный на создание унитарного предприятия государственный орган или орган местного самоуправления формирует уставный фонд, который должен быть полностью оплачен собственником до до момента государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может быть реорганизовано или ликвидировано по решению создавшего его уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, а также ликвидировано по решению суда и по решению арбитражного суда в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидированотолько по решению Правительства РФ и не может быть признано несостоятельным (банкротом).
Организационно-правовая форма - это форма хозяйствующего субъекта, в соответствии с которой определяется способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом, его правовое положение и цели деятельности.