Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг общения ребенка и характер его взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями). Беседа строится так, как показано в табл. 3.
Таблица 3
Этапы беседы и действия психолога
Этап беседы | Высказывания-побуждения психолога | Действия психолога |
Установление контакта | «Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» | Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения |
Построение круга («дома») общения | «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место ("дом") в этом круге твоего общения» | Рисует (или предлагает готовый) круг (см. рис.). Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники», «взрослые» |
«Заселение» круга общения | «Теперь надо "заселить" каждый "дом" людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам» | «Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Этап беседы | Высказывания-побуждения психолога | Действия психолога |
Выявление круга симпатий/ антипатий | «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложилисьдобрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — "недоброжелательный", "неприятный" и светлый — "радостный", "приветливый"» | В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка | «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя. С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» | С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.) |
|
|