Процедура проведения опросника

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести ут­верждений, три из которых носят положительный характер (пер-bie три из указанных в скобках) — согласие с данным утвержде-Ием свидетельствует о высокой степени выраженности качества СИ — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в обках) — согласие с данным утверждением означает низкую ^пень выраженности качества.


Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Та­ким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказы­вает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каж­дой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверж­дений, имеющих положительную и отрицательную направлен­ность, повышает достоверность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми удобно оцени­вать выделенные характеристики, предлагается объединить показа­тели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:

a + b + c-d-e-f + 13
5 '

где а, Ь, с — оценки положительных утверждений; d, e, /— оцен­ки отрицательных утверждений.

Таким образом, складываются оценки положительных утверж­дений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указан­ных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.

Таблица 6

Средние и критериальные значения показателей эмоциональной стороны

детско-родительского взаимодействия (относительно диады

мать—ребенок на выборке 104 матерей дошкольников)

Характеристика взаимодействия Среднее значение (М) Критериальное значение (N)
Способность воспринимать состояние 4,22 3,7
Понимание причин состояния 3,85 3,2
Эмпатия 3,39 2,8
Чувства родителей в ситуации взаимодей­ствия 3,9 3,3
Безусловное принятие 3,84 3,2
Принятие себя в качестве родителя 3,78 3>!
Преобладающий эмоциональный фон 3,66 3,0
Стремление к телесному контакту 4,03 з.з
Оказание эмоциональной поддержки 3,47 2,8
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия 2,95 2,3
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка 3,8 3,2

Для каждого показателя автором методики при ее апробации были подсчитаны средние и критериальные значения (табл. 6).

Указанная в таблице величина N является тем крайним значе­нием, которое, с учетом среднего квадратичного отклонения, \ может принимать отдельная характеристика, не выходя из облас­ти средних значений. В том случае, если в конкретной диаде пока­затель принимает значение ниже обозначенного N, мы можем J вынести заключение о дефиците соответствующей характеристи­ки эмоциональной стороны взаимодействия. Сам опросник приводится ниже.

Анкета

Ф.И.О.______________

Возраст родителя.
Возраст ребенка_
Пол ребенка__________

Который по старшинству в семье_

Полная или неполная семья_________

Дата обследования________________

 

Инструкция

Уважаемые родители!

Оцените справедливость следующих утверждений, используя пяти­балльную шкалу:

5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; г 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: