Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (пер-bie три из указанных в скобках) — согласие с данным утвержде-Ием свидетельствует о высокой степени выраженности качества С^РИ — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в обках) — согласие с данным утверждением означает низкую ^пень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле:
|
|
a + b + c-d-e-f + 13
5 '
где а, Ь, с — оценки положительных утверждений; d, e, /— оценки отрицательных утверждений.
Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычитаются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно измерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5 баллов.
Таблица 6
Средние и критериальные значения показателей эмоциональной стороны
детско-родительского взаимодействия (относительно диады
мать—ребенок на выборке 104 матерей дошкольников)
Характеристика взаимодействия | Среднее значение (М) | Критериальное значение (N) |
Способность воспринимать состояние | 4,22 | 3,7 |
Понимание причин состояния | 3,85 | 3,2 |
Эмпатия | 3,39 | 2,8 |
Чувства родителей в ситуации взаимодействия | 3,9 | 3,3 |
Безусловное принятие | 3,84 | 3,2 |
Принятие себя в качестве родителя | 3,78 | 3>! |
Преобладающий эмоциональный фон | 3,66 | 3,0 |
Стремление к телесному контакту | 4,03 | з.з |
Оказание эмоциональной поддержки | 3,47 | 2,8 |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия | 2,95 | 2,3 |
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка | 3,8 | 3,2 |
Для каждого показателя автором методики при ее апробации были подсчитаны средние и критериальные значения (табл. 6).
Указанная в таблице величина N является тем крайним значением, которое, с учетом среднего квадратичного отклонения, \ может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае, если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, мы можем J вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия. Сам опросник приводится ниже.
|
|
Анкета
Ф.И.О.______________
Возраст родителя.
Возраст ребенка_
Пол ребенка__________
Который по старшинству в семье_
Полная или неполная семья_________
Дата обследования________________
Инструкция
Уважаемые родители!
Оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу:
5 — абсолютно верно; 4 — скорее всего это так; г 3 — в некоторых случаях верно; 2 — не совсем верно; 1 — абсолютно неверно.