Гостеприимство и добрососедские отношения и их этические нормы

Этика посещения знакомых и приёма гостей. Нормы поведения во время пребывания в гостях. Этика почитания соседей. Обязательства перед соседями. Основа добрососедских отношений в Исламе.

Посещение живых. Весьма желательно и высоконаграждаемо ходить в гости и посещать знакомых, благочестивых людей, братьев по вере, соседей, друзей и особенно родственников и больных с целью выражения им своего уважения и поддерживания связей с ними. При этом следует принимать во внимание положение человека, всевозможные конкретные обстоятельства, а также наличие или отсутствие у него свободного времени. Для посещения необходимо выбирать удобное время для него, и вести себя так, чтобы это не вызывало у них неприязни. По поводу этого есть много хадисов и рассказов сподвижников (асары).

В достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Один человек отправился в путь, чтобы навестить своего брата по вере, жившего в другом селении. Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда этот человек приблизился к нему, ангел спросил: «Куда ты идёшь?» Тот ответил: «Я хочу навестить своего брата, живущего в этом селении». Ангел спросил: «Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, и теперь стремишься получить отнего пользу?» Этот человек ответил: «Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего». Тогда ангел сказал: «Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, чтобы сказать, что Всевышнийлюбит тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!» В другом хадисе от Абу Хурайры (р.а) говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал, что к тому, кто проведает больного или навестит своего брата по вере, с небес обратится глашатай, который скажет: «Благословен ты, благословенна дорога, которой ты идёшь, и да займёшь ты своё место в Раю!»

Мусульманин отличается понятливостью и заботой о других, и если он сам гостит, то оценивает его положение и не задерживается у него. Он отдаёт себе отчёт в том, что может создать для хозяина такие трудности и неудобства, что тот начнёт испытывать досаду, ибо однажды Пророк* сказал:

لايَحلُّ لمسلمٍ أن يُقيم عند أخيه حتى يُؤثِمَهُ * قالوا يا رسولَ الله وكيف يُؤثِمُهُ * قال يقيم عنده ولا شيءَ له يقريه به

«Не дозволено мусульманину оставаться в гостях долго, что он начнёт водит его в грех». Тогда сподвижники спросили, как же он может вести его в грех, и Пророк ответил, что он сделает это, если будет продолжать оставаться у него, не смотря на то, что хозяину нечем будет угощать его. Этот хадис привёл имам Муслим. Обременение человека столь отвратительным образом запрещено в Исламе и совершенно несовместимо с его духом.

Гостеприимство. Одним из важных требований Шари'ата является по­читание гостя. Поэтому само собой разумеется, что истинный мусульманин, дух которого пропитался идеей щедрости и доброты, отличаетсч своим гостеприимством и с радостью встречает гостя, спешит оказать ему почёт и помощь в нужде. Он поступает так, ибо Пророк صل الله عليه وسلَّم, которому мы все дожны подчиняться, сказал:

* من كان يؤمن بالله واليوم الاخر فليكرم ضيفه *

«Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, пусть оказывает почёт своему гостю» (Бухари и Муслим).

Хорошее отношение и приём гостя является не только рекомендуемым но и обязательным предписанием. Гостей надо принимать не как нагрузку, а радуясь их приходу и выражая благодарность им, за то что они дали нам возможность совершить благое дело, приходя к нам в гости. Согласно другим хадисам обязательно оказывать гостеприимство в течении трёх дней, а то что сверх этого будет как садака.

Оказание почёта гостю для истинного мусульманина является любимым делом, за которую он получит и великое воздаяние. Он не должен переживать или бояться от того, что вдруг к нему придут гости, он должен с нетерпением ждать их всегда и поспешить оказывать им почёт. В Исламе порицается поспешность, но предписывает спешить накормить гостя. Всевышний восхваляет в Коране тех мусульман, которые кормили гостей, даже не оставляя себе. Нельзя бояться гостя, за то что у нас мало еды и нам её не хватит, ибо Пророк صل الله عليه وسلَّمсказал:

طعامُ الواحدِ يكفي الاثنين وطعامُ الاثنين يَكفي الاربعةَ وطعامُ الاربعةِ يكفي الثمانيَةَ

«Еда одного хватит на двоих, еды двоих хватит для четверых, а еда четверых хватит на восьмерых» (Муслим).

Другой хадис гласит: «Гость приходит со своим пропитанием (ризк) предна­значенным ему судьбой и уходит, смыв грехи этой семьи и оставив им благодать».

То есть то, что гость съел в твоём доме, является тем, что Аллах предопределил ему. От этого хозяин дома беднее не станет, напротив, благодаря благодати гостя простятся грехи членов его семьи и не будет голодать. Надо знать, что принимать и уважать следует не только верующего гостя, но и немусульманина тоже.

Желательно (сунна) просить своего брата по вере или хорошего друга почаще приходить в гости и приличествует выражать свою радость его приходу. В достоверном хадисе говорится, что так поступал Пророк صل الله عليه وسلَّم по отношению к Джибрилю (р.а).

Некоторые этические нормы приёма гостей и нахождения в гостях, соблю­дения которых Ислам требует от нас:

Гостя необходимо принимать радушно, стараться удовлетворить его нужды, чтобы гость, покидая дом, был доволен твоим приёмом.

В хадисе говорится: «Вам лучше отправиться исполнить нужду своего бра­та по вере, чем два месяца находиться в моей ме­чети в и'тикафе» (Хаким).

Встречать гостя необходимо с открытым сердцем и добрым приветствием. Надо предложить ему сесть на мягком, почётном месте, показать ему отхожее место. Также необходимо показать ему место для ночлега и спросить, когда его разбудить. Если в доме нет необходимых условий, можно найти ему место у знакомых или в гостинице.

Прежде чем посетить друга, желательно узнать время его ухода на работу и возвращения, чтобы не ме­шать ему и не прийти в гости раньше, чем он возвратит­ся с работы.

Если дома находятся взрослые дети или род­ственники жены, которые могут ухаживать за гостем, в го­сти можно приходить и до возвращения хозяина с работы.

Неэтичным считается и уход гостя, не предупредив хозяина. Уход гостя, когда хозяин не дома, также считается неприличным ….

Добрые отношения к соседям. Ислам красив, от него не может исходить ничего, кро­ме красоты. Очень много наставлений Ислама, касающихся соседей, и помни о том высоком месте, которое на шкале человеческих отношений эта религия отводит отношениям с соседями. Ни до ни после возникновения этой религии ни одно законодательство и ни одна система даже не приближалась ни к чему подобному. Когда люди отходили от предписаний Исла­ма, у них появлялись разнообразные проблемы. В их числе и плохие отношения между соседями, зависть друг к другу, конфликты, недобрые, натянутые, неуважительные отношения между людьми. Подобное зло сохраняется и в наше время. Всевышний говорит:

﴿واعبدواالله ولا تشركوابه شيئا وبالوالدين احسانًا وبذالقربَى واليتامى والمساكين والجار ذى القربَى والجارالجنب والصاحب بالجنب وابن السبيل وماملكت أيمانكم ﴾

«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и делайте добро родителям, сиротам, нуждающимся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу и путнику, и тем над кем ваша власть» (Сура «Ан-ниса» №36). Согласно смыслу этого аята каждый сосед имеет на тебя определённые права, даже если не является твоим родственником, другом или единоверцем. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

من كان يؤمن بالله واليوم الاخر فليحسن الى جاره من كان يؤمن بالله واليوم الاخر فليكرم ضيفه

«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть окажет благодеяния своему соседу. Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть оказывает хороший приём своему гостю» (аль-Бухари и Муслим). Поэтому мусульманин лучше всех обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и лучше всех оказывает помощь. Важность добрых отношений к соседям показывает и следующий хадис:

ما ذال جبريل يوصيني بالجار حتى ظننت أنَّه سيورّثهُ

«Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости доброго отношения к соседу, так настойчиво, что я даже подумал, что он включит его в число наследников» (ал-Бухари Муслим). Как известно, наследство получают только близкие родственники, перед которыми у нас большие обязанности. Получив эти наставления Пророк صل الله عليه وسلَّم постоянно побуждал людей оказывать соседям уважение и делать им добро. Даже произнося свою историческую проповедь во время прощального хаджа, когда он вновь обратил внимание верующих на наиболее важные предписания Аллаха, Пророк صل الله عليه وسلَّم завещал уважать соседа.

В хадисе говорится: «Кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть не обижает своего соседа». Также Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Человек, зла которого со­сед опасается, не является истинным верую­щим» (аль-Бухари).«В Судный день первыми друг другу претензии будут предъявлять соседи» (Ахмад, ат-Табрани).

Настоящий мусульманин проявляет великодушие по отношению к соседу, заботится о нём и всегда поддерживает с ним хорошие отношения, не мешая ему использовать свой дом или инструменты, если ему что-то понадобится. Пророк сказал: «Пусть сосед не препятствует соседу установить на его стене доску» (Муслим). Мусульманин всегда сопереживает своему соседу, и желает ему того же, что и себе.

Обязательства перед соседом не исчерпываются толь­ко непричинением ему вреда; мусульманин обязан тер­пеливо переносить вред, исходящий от соседа. Но даже на этом не завершаются его обязательства, он обязан всегда делать добро соседу.

Ибн аль-Мукаффа однажды услышал, что его сосед хочет продать дом, чтобы оплатить свои долги. Тогда он, пошел к соседу, дал ему денег для уплаты долга и по­просил не продавать дом.

Один из праведных людей пожаловался, что в его доме развелось мышей. Тогда друг предложил ему завести кота. Но тот отказался, сказав: «Я боюсь, что, боясь от кота, все мыши из моего дома побегут к соседу, и получится, что я сделаю соседу то, чего не желал бы для себя».

Говоря коротко, следует стараться опережать соседа в привет­ствии,, не надоедать ему вопросами и долгими разговорами. Следует посещать его при болезни, вы­ражать сочувствие в беде, быть с ним на со­болезновании, поздравлять его в радости, т. с. делить с ним все горести и радости. Нельзя смотреть в его двор со своей крыши или окна, нельзя притеснять его, загородив вход в его двор строительными материалами, насыпав землю, песок, мусор и т. п. Надо отладить сток дождевой воды так, чтобы эта вода не вредила соседу, не текла к нему или под его дом. Нельзя сужать дорогу к дому сосе­да. Следует учиться прощать ошибки и недостатки соседа; если на него навалились временные трудности, сле­дует помочь ему по возможности; если сосед уезжает и надолго, необходимо позаботиться о его доме. Не следует воспринимать всерьёз плохое, что о нём гово­рят другие. Не следует заглядываться на членов его семьи. Следует вежливо относиться к его детям и наставлять их и его.

Пророк صل الله عليه وسلَّمсказал: «Знаете ли вы, что входит в обязанности человека перед соседями? Это обя­занность помочь соседу, если он просит помощи, оказать ему содействие, если он нуждается в этом, если он попросит в долг деньги или что-то другое, то дать взаймы, если он беден и нужда­ется в твоей поддержке, то по возможности поддерживать его и помочь ему в беде. Если он болен - на­вестить его, а если умер, то сопровождать его в последний путь. А также поздравлять его в радости, если его настигло несчастье - выразить ему соболезнование. Без разрешения соседа нельзя даже высоко поднимать стену свое­го дома, если это наносит вред или неудобства ему. Если вы купили фрукты или сладости, часть следует предложить соседу, если нет такой возможности, то следует стараться, чтобы соседи не увидели их. Не позволяй своим детям выходить на улицу с фруктами или сладостями в руках, чтобы не было соблазна сосед­ским детям. Нельзя вредить соседу даже арома­том пищи; если случилось так, что запах пищи распространился на территорию соседа, то сле­дует угостить и его».

Близкого соседа, т. е. дом которого ближе к твоему дому, необходимо ценить больше, ибо он имеет больше прав на это. Сознательный мусульманин не упускает из виду того, что в Исламе установлена точная последовательность оказания благодеяний соседям. Она велит в первую очередь делать добро для тех, кто ближе всех живёт к человеку, так как религия принимает во внимание тесные связи, которые устанавливаются между людьми, живущими бок о бок друг с другом, и те требующие уважения чувства, которые обычно возникают у них по отношению друг к другу, что преследует цель поддержания между ними симпатии, любви и согласия. Когда спросили у Пророка صل الله عليه وسلَّم, кому из двух соседей давать подарок, он сказал, что тому у которого дверь к тебе ближе. Однако подобная классификация не приводит к тому, что мусульманин перестаёт обращать должное внимание на соседей живущих дальше. Соседями считаются люди, живущие рядом со всех четырёх сторон на расстоянии сорока домов.

Пророк сказал: «Лучшим товарищем пред Аллахом является лучший из них для своего товарища и лучшим соседом пред Аллахом является лучший из них для своего соседа» (ат-Тирмизи). Вот почему Ислам относит праведного соседа к числу составляющих счастья мусулманина. Пророк صل الله عليه وسلَّمсказал: «Праведный сосед, просторный дом и хорошая транспорт относится к числу того, что делает мусульманина счастливым» (Ахмад). Не зря гласит мудрость, что прежде чем покупать дом посмотри на соседа. Праведники очень высоко ценят хорошего соседа. Однажды сосед Саида аль-Аса договорился с кем-то о продаже своего дома за сто тысяч дирхемов, а потом припоминая покупателю, что вдобавок у него и хороший сосед сказал ему: «Это цена дома, а за сколько ты купишь соседство с Саидом?» -, и когда об этом узнал сам Саид, он прислал ему эти сто тысяч дирхемов, попросив его не продавать дом.

Плохой сосед не является истинным мусульманином. Однажды Пророк трижды повторил клятву о том, что тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла, не является истинно верующим. Этот хадис привёл ал-Бухари, а в версии Муслима говорится, что такой человепк не войдёт в Рай. Также известно,что тот человек который обижает соседа даже словом не войдёт в Рай, даже если он совершает много дополнительных видов поклонения. Согласно хадису Пророка صل الله عليه وسلَّمплохой сосед является лишённым блага милости Аллаха.

Зло совершённое по отношению к соседу намного хуже зла по отношению к другим людям. Пророк сказал: «Поистине, если человек совершит прелюбодеяние с десятью женщинами, это не будет иметь для него столь тяжких последствий как совершение прелюбодеяния с женой своего соседя. Если человек обворует десять домов, это не будет иметь для него столь тяжких последствий как совершение одной кражи в доме своего соседя» (Ахмад). Исходя из сказанного следует, что за любой грех по отношению к соседу мы получим намного больше наказания.

Мусульманин, усвоивший нравственные принципы и высокие наставления своей религии относительно соседей, тысячу раз подумает, прежде чем начинать враждовать и ссорится с ними. Нельзя жалеть сил, делая добро своим соседям, а надо широко открывать перед ними врата внимания, любви и уважения и опасается пренебречь даже одной из своих обязанностей по отношению к соседу. Ислам уподобляет общество высокому зданию, все части которого плотно примыкают друг к другу. Каждый кирпич, из которых сложено это здание, является одним из членов этой общины и каждый из этих кирпичей должен быть прочным и крепко связанным с другими кирпичами, чтобы обеспечить зданию в целом устойчивость и долговечность. А надёжным креплением этого является духовная пища, благодаря чему обеспечивается их взаимная поддержка и спайка.

Мусульманин должен терпеливо сносить неприятности и обиды, доставленные ему соседом, если сосед допускает какую-либо ошибку или упущение он прощает ему. Такой мусульманин является одним из трёх любимых рабов Аллаха, о которых сказано в следующем хадисе переданном имамом Ахмад: «…Аллах любит человека, у которого есть плохой сосед, наносящий ему обиды, и который сносит эти обиды до тех пор, пока Аллах не избавит его от него при жизни или после смерти...». Пророк صل الله عليه وسلَّمсказал нам, что мы не должны отвечать соседям тем же, если они причиняют нам зло, а должны проявить терпение и выдержку.

А теперь подумайте, соблюдаем ли мы этику почитания соседей, выполняем ли мы свои обязанности перед ними? И вни­мательно поразмыслите над тем, к чему приводит несо­блюдение этих обязанностей – к бедам, печали и оби­дам на этом свете и мучительной каре на том. Тем же, кто соблюдает этику почитания соседа, в этой жизни спокойно и хорошо, и на том свете будет наслаждаться неслыханными благами Рая.

Но соседями в Исламе считаются не только тех, кто живёт рядом. Соседями бывают и те кто живёт в кврталах, селениях, районах, городах, странах, раположенные рядом. Поэтому отношения к ним тоже должны быть соседскими, то есть соблюдать те же нормы о которых мы говорили выше.

Также надо иметь в виду, что добрососедскими должны быть отношения не только к мусульманам, но и ко всем людям, не смотря на их миропонимание и конфессии, ибо в Коране и хадисах не упоминается, что уважать должны только верующих соседей. Дажеесли мы живём или работаем рядом с грешниками, немусульманами или атеистами, мы должны их уважать, ибо они тоже соседи. Но надо иметь в виду, что уважение не является поддержкой их в греховном поведении.

Вопросы и задания:

1. Расскажите об этических нормах приёма гостей.

2. Поведение в гостях.

3. Соседи, кто они?

4. О важности уважения к соседям.

5. Добрососедские отношения в Исламе.

6. Охарактеризуйте качества хорошего и плохого соседа.

7. Выучите хадисы где говорится о значимости добра и опасности зла по отношению к соседям.

8. Расскажите о разновидностях соседей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: