КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ВУЗЕ
В процессе получения высшего образования существует, как минимум, два пути формирования экологической культуры будущих специалистов. Первый — гуманизация — содержательная переориентация самого гуманитарно-экологического образования; второй — гуманитаризация — предполагает включение гуманитарно-экологической проблематики в преподавание есте-
ственнонаучных дисциплин. Сточки зрения профессиональной этики, долг и обязанность педагога высшей школы — использовать оба эти пути.
Проявляться это может прежде всего в модификации содержания и методики преподавания базовых дисциплин. В частности, следует выделять темы, в которых возможно и необходимо рассмотрение экологической проблематики; при подготовке дидактического материала обращать внимание на примеры экологической направленности.
Другой метод — это чтение курсов, имеющих статус специальных дисциплин таких, как «Социальная экология», «Экологическое право». Кроме того, это может быть разработка и внедрение спецкурсов по различным направлениям социальной экологии: по экологической психологии, экологической этике, биомедицинской этике и другим дисциплинам.
|
|
Достаточно эффективной является и организация самостоятельной работы студентов, в частности подготовка и написание докладов и рефератов, связанных с экологической тематикой.
Целью всех этих усилий выступает формирование у студентов энвайронментального стиля мышления и высокой экологической культуры. Это должно проявляться, в частности, в наличии особой направленности сознания и развитии определенных способностей личности, предполагающих:
— глобальное видение мира и применение фундаментальных знаний в решении его экологических проблем;
— «фильтрацию» знания с точки зрения его опасности для биосферы;
— включение в профессиональную деятельность социально-гуманистических аспектов заботы о сбережении ноосферы;
— рассмотрение экологической проблематики с позиций ее социокультурной динамики;
— действие и отношение к биосфере на основе принципа «благоговения перед жизнью».
Кроме акцентирования внимания на содержательной стороне вопроса, не менее важную роль в формировании у учащихся нравственно-понимающего отношения к природе играет поиск адекватных средств и методов преподавания, в частности использование активных форм обучения — как традиционных (лекции, семинары), так и нетрадиционных.
На лекциях активизации внимания и работы студентов способствуют:
• организация и реализация принципа обратной связи (через технические средства обучения, а также записки студентов преподавателю, которые служат материалом для последующего обсуждения и дискуссий на семинарах);
|
|
• приглашение в качестве лектора по наиболее актуальным экологическим проблемам ведущих специалистов или педагогов других вузов;
• предоставление возможности студентам выступить на лекции с наиболее интересными докладами и их последующее обсуждение;
• использование наглядности (технических средств обучения, схем, и др.);
• диалогическая форма чтения лекций (риторические и нериторические вопросы к аудитории);
• проведение коллоквиумов на лекционных потоках по итогам изучения курса.
На семинарах наиболее продуктивно применение метода «малых групп», причем формы работы здесь могут быть самые разные:
• ролевые, деловые, ситуативные игры с соответствующим
распределением «ролей» — докладчики, оппоненты, эксперты, судьи и т.д. (например, семинар-игра «Суд над экологическим преступником»);
• «жизнь во времени» с распределением «дежурств» по эпохам (например, «Природа-Человек-Космос: эпоха античности»);
- проведение экологических мини-КВН (например, -«Конкурс
оригинальных проектов природосбережения»);
• мини-викторины - интеллектуальные разминки типа «Что?
Где? Когда?» перед началом семинаров;
• тестирование и др.
Во внеурочное время большие возможности предоставляет организация самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это
привлечение студентов к участию в научных конференциях с публикацией лучших студенческих научных работ. В рамках конференций и после завершения изучения курса целесообразно также проведение круглых столов и пресс-конференций, «экологизированных» заседаний дискуссионных студенческих. клубов. Все это, безусловно, способствует повышению познавательной активности студентов, в том числе и в области экологической этики.