Формирование экологической

КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ВУЗЕ

В процессе получения высшего образования существует, как минимум, два пути формирования экологической культуры будущих специалистов. Первый — гуманизация содержательная переориентация самого гуманитарно-экологического образова­ния; второй — гуманитаризация предполагает включение гуманитарно-экологической проблематики в преподавание есте-

ственнонаучных дисциплин. Сточки зрения профессиональной этики, долг и обязанность педагога высшей школы — использо­вать оба эти пути.

Проявляться это может прежде всего в модификации содержания и методики преподавания базовых дисциплин. В частно­сти, следует выделять темы, в которых возможно и необходимо рассмотрение экологической проблематики; при подготовке дидактического материала обращать внимание на примеры эко­логической направленности.

Другой метод — это чтение курсов, имеющих статус специальных дисциплин таких, как «Социальная экология», «Экологическое право». Кроме того, это может быть разработка и внедрение спецкурсов по различным направлениям социальной экологии: по экологической психологии, экологической этике, биомедицинской этике и другим дисциплинам.

Достаточно эффективной является и организация самостоятельной работы студентов, в частности подготовка и написание докладов и рефератов, связанных с экологической тематикой.

Целью всех этих усилий выступает формирование у студен­тов энвайронментального стиля мышления и высокой экологи­ческой культуры. Это должно проявляться, в частности, в нали­чии особой направленности сознания и развитии определенных способностей личности, предполагающих:

— глобальное видение мира и применение фундаментальных зна­ний в решении его экологических проблем;

— «фильтрацию» знания с точки зрения его опасности для биосферы;

— включение в профессиональную деятельность социально-гумани­стических аспектов заботы о сбережении ноосферы;

— рассмотрение экологической проблематики с позиций ее социо­культурной динамики;

— действие и отношение к биосфере на основе принципа «благого­вения перед жизнью».

Кроме акцентирования внимания на содержательной сторо­не вопроса, не менее важную роль в формировании у учащихся нравственно-понимающего отношения к природе играет поиск адекватных средств и методов преподавания, в частности использование активных форм обучения как традиционных (лек­ции, семинары), так и нетрадиционных.

На лекциях активизации внимания и работы студентов спо­собствуют:

• организация и реализация принципа обратной связи (через технические средства обучения, а также записки студентов пре­подавателю, которые служат материалом для последующего об­суждения и дискуссий на семинарах);

• приглашение в качестве лектора по наиболее актуальным экологическим проблемам ведущих специалистов или педагогов других вузов;

• предоставление возможности студентам выступить на лекции с наиболее интересными докладами и их последующее об­суждение;

• использование наглядности (технических средств обучения, схем, и др.);

• диалогическая форма чтения лекций (риторические и нериторические вопросы к аудитории);

• проведение коллоквиумов на лекционных потоках по ито­гам изучения курса.

На семинарах наиболее продуктивно применение метода «малых групп», причем формы работы здесь могут быть самые разные:

• ролевые, деловые, ситуативные игры с соответствующим

распределением «ролей» — докладчики, оппоненты, эксперты, судьи и т.д. (например, семинар-игра «Суд над экологическим преступником»);

• «жизнь во времени» с распределением «дежурств» по эпохам (например, «Природа-Человек-Космос: эпоха античности»);

  • проведение экологических мини-КВН (например, -«Конкурс

оригинальных проектов природосбережения»);

• мини-викторины - интеллектуальные разминки типа «Что?

Где? Когда?» перед началом семинаров;

• тестирование и др.

Во внеурочное время большие возможности предоставляет организация самостоятельной работы студентов. Прежде всего, это

привлечение студентов к участию в научных конференциях с публикацией лучших студенческих научных работ. В рамках конференций и после завершения изучения курса целесообразно также проведение круглых столов и пресс-конференций, «экологизированных» заседаний дискуссионных студенческих. клубов. Все это, безусловно, способствует повышению познаватель­ной активности студентов, в том числе и в области экологической этики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: