Консервированные роли

Конечным продуктом креатив­ного духовного

процесса являются культурные консервы (92).

Я. Л. Морено

Под консервированными ролями Морено понимает со­храненные благодаря вспомогательным техническим средствам, например в письменности, и репродуцируемые роли. Классическим примером является театральная роль. Она предоставляет исполнителю относительно мало свободы для изменения роли. Люди в ней изображаются в своей неповторимости, однако не сами по себе, а с точки зре­ния драматурга и интерпретации режиссера и исполнителя. Консервированные роли строго привязаны к тексту.

Они как угодно часто могут повторяться в полном со­ответствии с текстом одним и тем же исполнителем или новыми актерами.

Степень консервации театральной роли определяется степенью ритуализации исполнения. Культовый театр, с которым мы сталкиваемся, например, в «Драме литур­гии» (Гвардини), в японском «Ыо»-театре, полинезий­ском театре-святилище, с его расписанным вплоть до жес­тикуляции и мимики действием, почти полностью исклю­чает какую бы то ни было индивидуальную спонтан­ность. Чем большей степенью свободы для интерпретации и сценического решения роли обладает актер, тем больше он наполняет консервированные роли жизнью. Но даже в ролевых каркасах русского революционного театра или в заготовленных типах commedia dell' arte возможность спонтанной трактовки роли остается ограниченной — она не должна затрагивать установленного содержания. По­этому, по мнению Морено, креативная трактовка роли, основанная на экзистенциальном переживании индивида и на реалиях его жизни, в консервированных ролях теат­ра невозможна. Это маски, которые не образуют онтоло­гического единства с исполнителем. В лучшем случае они допускают варьирование заданными элементами в уста­новленных рамках. Игра детей, равно как и «игра» реаль­ных людей в жизни и в психодраме, напротив, являет со­бой спонтанный творческий акт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: