Ролевая игра. Ролевая игра — «role-training» по Морено (96) — выполняет преимущественно педагогическую функцию

Ролевая игра — «role-training» по Морено (96) — выполняет преимущественно педагогическую функцию. Поэтому ее называют также педагогической ролевой иг­рой. Сам Морено использует термин «role-training» для разграничения тренинговой ролевой игры с ее соци­ально-педагогической функцией и психодрамы, пресле­дующей терапевтические цели. В конце концов, не все ведь роли, в которых мы действуем, приспособлены для нас! В интеллектуальном и техническом отношении мы можем быть вполне удовлетворительными врачами, учителями, рабочими, психотерапевтами и дипломата­ми и все же на протяжении всей жизни не справляться с ролью врача, учителя, рабочего, психотерапевта или дипломата. В результате могут возникнуть профессио­нальные проблемы, которые, приобретая хронический характер, оказывают патогенное воздействие. Морено в течение всей жизни критиковал наше одностороннее ин­теллектуальное или практическое образование и подчер­кивал важное значение социального тренинга (social training). Поскольку, согласно его представлениям, че­ловека формируют и деформируют — достаточно вспомнить о deformation professionelle — его роли, он уделяет особое внимание психогигиеническому аспекту ролевой игры.

Сопровождаемая обучением, ролевая игра может быть необычайно полезной. Во многих университетах молодые медики, например, прежде чем приступить к своей работе в больнице, в ролевой игре знакомятся со своей будущей ролью врача. Члены группы изображают в игре медсестер, пациентов, их родственников и обра­щаются со всевозможными вопросами и просьбами к молодому врачу. Если он со своей ролью справляется плохо, то производится обмен ролями. В таком случае будущий врач в роли пациента на собственном опыте знакомится с тем воздействием, которое оказывает на других его поведение.

В ролевой игре наряду с техникой «обмен ролями» часто используется техника «зеркало» и лишь в редких случаях «дублирование». Так, к примеру, в ролевой иг­ре молодые учителя могут проводить уроки. Группа изображает неуправляемый школьный класс. Обычно сцена просто проигрывается, в особых же ситуациях производится обмен ролями. Обученные психодраме вспомогательные «Я», то есть специальные ассистенты, наблюдают за ходом занятия. По завершении игры вспомогательное «Я» подражает манерам молодой учи­тельницы во время урока, в то время как группа ста­рается вести себя как в предшествовавшей игре. Вся сцена урока подается учительнице, так сказать, в зеркальном отражении. Если собственное ее поведение в какой-то момент покажется ей неумелым, она тут же может войти вместо вспомогательного «Я» в роль учи­теля и предпринять новую, возможно, более успешную попытку справиться с ролью.

Большую пользу может принести также и видеоза­пись. При этом, однако, протагонисту придется отказать­ся от ролевой обратной связи «зеркально отражающего» вспомогательного «Я».

Ролевая игра, однако, имеет целью не только обу­чение определенному ролевому поведению, в ходе ко­торого всеми психодраматическими средствами следует предупреждать возникновение ролевой ригидности. Ро­левая игра служит также интеграции ролей. Зачастую включение новой роли в жизнь человека, например ро­ли матери в жизнь работающей женщины или роли суп­руга в жизнь закоренелого холостяка, дается с большим трудом. В этих случаях ролевые игры могут облегчить интеграцию ролей, нередко позволяя сделать это еще до того, как возникнут обусловленные ролевыми конф­ликтами сложности, и тем самым способствуя психоги­гиене (120).

Ролевая игра имеет также большое значение и для предотвращения ятрогенной ролевой дезинтеграции с вторичным распадом личности, который нередко можно наблюдать в качестве одного из симптомов госпитализма при стационарном лечении психических больных. Кроме того, терапевтическая сторона ролевой игры на­ходит свое применение при лечении «атрофии ролей», обычно возникающей при длительном пребывании боль­ного в клинике, затем при десенсибилизации фобических больных и при реабилитации. Здесь программным является отучение от привычной роли «пациента» на­ряду с приучением заново к старым ролям и опробо­ванием новых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: