Ситуационная игра, так же как и ролевая игра, представляет собой метод социального тренинга, однако она имеет, кроме того, и диагностическое значение. Ее цель состоит не столько в обучении адекватному ролевому поведению, сколько умению справляться с затруднительными ситуациями. Во многом она перекликается с тестом на спонтанность, тренингом спонтанности и тренингом креативности по Морено. Для протагониста в группе могут инсценироваться и варьироваться ситуации всех степеней сложности, будь то представление новому работодателю, обнаруженная только при входе в театр пропажа билета или душный портовый кабачок, в котором пьянице хочется выпить за счет протагониста, и многое другое.
В тесте на спонтанность (91) испытуемый взаимодействует с разными незнакомыми ему людьми. При этом его реакции исследуются с точки зрения частоты, оригинальности, гибкости и адекватности. В ситуационном тесте испытуемого безо всякой подготовки вводят на сцене в самые различные ситуации. На каждую ситуацию он реагирует по-своему. Устанавливается, в каких ситуациях его спонтанность достигает максимума и в каких — минимума. Терапия или, лучше сказать, тренинг спонтанности и креативности основывается на результатах тестирования. В ситуационных играх возрастающей степени сложности испытуемый в качестве протагониста обучается умению справляться с ситуациями, вызывавшими у него ранее замешательство или страх. Хотя для преодоления затруднений спонтанность протагониста является непременным условием, однако для лучшего совладания с реальностью одной только спонтанности еще не достаточно. Морено полагает, что высокая степень спонтанности при слабой креативности может оказаться даже деструктивной. Креативность непосредственно связана с интеллектуальным и эмоциональным восприятием внешнего мира и окружения в акте спонтанного поведения. Поэтому Морено говорит о необходимости сочетать тренинг спонтанности с тренингом креативности. Последний — прежде всего благодаря постоянному обмену ролями и точной обратной связи — обеспечивает отчетливое восприятие межчеловеческих констелляций и общих взаимосвязей. Благодаря этому протагонист становится способным креативно соотносить высвобожденную спонтанность с общими взаимосвязями.
|
|