Функции гос-ва в смеш. эк

Государству принадлежит часть общественного (национального) богатства, через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины оно формулирует основные условия действия частного капитала, через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.

В качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости.

Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей.

При реализации функции эффективности государство должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.

Выполнение государством функции справедливости связано с существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях. Определенные категории людей не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды), поэтому общество должно о них позаботиться. Для этого осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения.

7.

Насколько хорошо рынкам удается обеспечивать людей необходимыми им блага­ми? Ответ на вопрос зависит от того, какое благо мы рассматриваем. Мы вполне полагаемся на рынок в отношении предоставления эффективного количества стаканчиков мороженого: цена стаканчика изменяется, чтобы привести в равнове­сие спрос и предложение, которое максимизирует общий излишек потребителей и производителей. Но мы не рассчитываем на то, что рынок помешает производителям алюминия загрязнять воздух, которым мы дышим: обычно поку­патели и продавцы не учитывают внешние эффекты, связанные с их решениями. Рынок вполне эффективен, когда предлагаемый товар — мороженое, и начинает давать сбои, когда благо — чистый воздух.

Рассматривая различные товары, полезно объединить их по двум признакам:

· Исключительность блага. Возможно ли помешать индивидам использовать благо?

· Благо как объект соперничества. Приводит ли использование блага одним человеком к тому, что возможность его потребления другим индивидом умень­шается?

Используя эти две характеристики, мы разделяем блага на четыре категории:

1. Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества. Рас­смотрим, например, стаканчик мороженого. Он исключителен, потому что если вы хотите помешать кому-либо хотя бы попробовать мороженое, — просто не давайте никому свой стаканчик. Стаканчик мороженого является объектом соперничества, потому что если один человек наслаждается холодным десертом, другой индивид уже не претендует на тот же стаканчик. Большинство циркулирующих в экономике благ — частные блага, такие как стаканчик моро­женого.

2. Общественные блага не исключительны и не являются объектом соперниче­ства. Нельзя помешать людям использовать общественные блага, а их потреб­ление одним человеком не уменьшает возможность их применения другим. Если государство обеспечивает защиту от иностранной агрессии, никто не мо­жет помешать любому гражданину страны воспользоваться преимуществами национальной безопасности. Более того, если индивид пользуется благами сис­темы национальной обороны, он не мешает использовать её кому-то ещё.

3. Общие ресурсы — объект соперничества, но не исключительный. Например, рыба в океане: когда некто вытаскивает попавшуюся ему на крючок макрель, число рыб, которые может поймать его сосед, уменьшается. Но рыба не являет­ся исключительным благом, поскольку взимание платы за выловленную рыбу почти невозможно.

4. Когда благо исключительно, но не является объектом соперничества, говорят о естественной монополии на благо. Рассмотрим, к примеру, организацию по­жарной охраны в небольшом городке. Лишить людей возможности пользовать­ся благом легко: пожарные просто позволят сгореть первому загоревшемуся дому. Но пожарная охрана не является объектом соперничества. Основную часть рабочего времени пожарные проводят в ожидании возгорания, поэтому охрана дополнительного домашнего хозяйства едва ли сказывается на каче­стве предоставляемых услуг. Другими словами, как только город произвёл оплату услуг пожарной части, её дополнительные издержки по охране ещё одного домашнего хозяйства несущественны.

Товар обладает, прежде всего, тем же свойством, что и натуральный продукт — полезностью. Однако одно дело — производить продукт для потребле­ния в замкнутом хозяйстве и совсем другое — предназначать его для продажи на рынке. Естественно, что в товарном хозяйстве требования покупателей к качеству полезных вещей по мере рос­та благосостояния населения закономерно возрастают. Мало того, в нынешних условиях все большие массы товаров обновляются и качественно совершенствуются в соответствии с требованиями маркетинга.

Вряд ли следует доказывать, что если товар не обладает полез­ностью, то он никому не нужен. Однако можно ли считать, наобо­рот, что в капиталистическом товарном хозяйстве любая полезная вещь — это товар? Ответ мы получим, если рассмотрим пробле­му: в каких случаях полезная вещь — товар? Для этого последова­тельно разберем признаки отличия товара от нерыночного блага.

· Во-первых, очевидно, что товаром не может быть даровой про­дукт природы (родниковая вода, дикорастущие плоды и т.п.). Им является полезная вещь, на создание которой затрачен труд че­ловека — экономическое благо.

· Во-вторых, товарами не являются изделия, приготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Ими будут вещи, созданные для иных людей, — общественные полезности.

· В-третьих, к числу товаров мы не отнесем вещь, которая достается потребителю бесплатно (например, подарок). Продава­емое на рынке благо предполагает равноценное возмещение.

Значит, товар — это созданная трудом общественная полез­ность, предназначенная для равноценного обмена на рынке на другой продукт.

В вопросе о меновом равенстве неясно главное: что в товарах чему и почему равно? В самом деле, равны ли обмениваемые то­вары как полезности? Очевидно, что в обмен вступают совершен­но разнородные вещи (как в приведенном примере — ткань, стол, мясо). Ведь на рынке не обменивают какую-то определенную по­лезность на такую же. Приравненные друг к другу блага не сопо­ставимы также в количественном отношении: ткани, как извест­но измеряются в метрах, столы — в штуках, мясо — в килограм­мах и т.д. Что же в таком случае является равным в меновой про­порции?

Еще выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель под­метил: обмен невозможен без равенства, а равенство — без соизмеримости. Однако что лежит в основе такой соизмеримости, никто не мог сказать в течение более двух тысячелетий. Только в XVII—XIX вв. экономическая теория дала долгожданный ответ: общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и сто­имость.

Данная характеристика товара была вполне достаточна для прос­того и развитого товарного хозяйства вплоть до второй половины XX в. Но в последнее время в условиях образования государствен­ного сектора (а с ним, как отмечалось в предыдущем параграфе, нетоварной зоны экономики) потребовалась новая классификация экономических благ. Помимо товаров в нее вошли и нерыночные продукты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: