5. Валовой годовой доход от производства и реализации кофе ВД,р.:
ВД = ТО х (Цр - Цо),
где Цр - продажная цена черного кофе за 100 порций, р.;
Цо - цена сырья, необходимого для изготовления 100 порций черного кофе,р.
ТО – годовой товарооборот, р.
6. Годовой экономический эффект от внедрения кофеварочного аппарата,
производства и реализации черного кофе Э, р:
Э = (ВД – Иоб.) – Ен х Коб,
где Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,15.
Иоб. – совокупные годовые издержки обращения, т.р.
ЗАДАЧА 50
Предприятие общественного питания располагается в арендуемом помещении площадью – 140 кв. м.. Арендная плата составляет – 500 р./кв. м. Оплата за коммунальные услуги составляет 100,0 р/кв. м. В собственности находится торгово – технологическое оборудование: механическое на сумму – 220,0 т.р., тепловое – 310,0 т.р., холодильное – 140,0 т.р., немеханическое – 72,0 т.р. Средний ежедневный товарооборот составляет 35,0 т.р., в т.ч. 60% по продукции собственного производства. Средняя наценка на продукцию собственного производства составляет 200%, на покупную продукцию – 100%. Норма запаса сырья и товаров на складе - 3 дня. Затраты на автотранспорт составляют 300,0 р/день.
|
|
Штат работников: 5 поваров, со средней зарплатой 10,0 т.р. 4 официанта, со средней зарплатой – 8,0 т.р., административно – управленческий персонал – 8 человек со средней зарплатой – 12,0 т.р.
В будущем году предприятие планирует расширить обеденный зал. Средняя стоимость ремонта составляет 10,0 т.р. за один кв. м. и приобрести новое оборудование на 600,0 т.р.
Определить:
1. Издержки обращения, в т.ч. начисления на заработную плату;
2. Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств;
3. Установить процент и сумму амортизационных отчислений;
4. Определить производительность труда на одного работника предприятия и одного работника производства;
5. Провести анализ финансовой устойчивости предприятия;
6. Определить запас финансовой прочности;
7. Определить коэффициент Ловереджа;
8. Провести анализ использования основных средств;
9. Рассчитать план товарооборота на будущий год;
10. Установить потребность в заёмных средствах.
Тема: Примерные тесты для электронного тестирования
1.Факторы прямого воздействия на деятельность предприятия общественного питания:
а) состояние рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, требования потребителей, наличие предприятий – конкурентов, отношения с поставщиками;
б) состояние рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, требования потребителей, наличие предприятий – конкурентов, обеспеченность предприятия средствами коммуникаций;
|
|
в) состояние рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, требования потребителей, развитие промышленности по производству торгового оборудования;
г) состояние рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, требования потребителей, условия сертификации предприятия, развитие внешнеэкономических связей;
2. Предприятие общественного питания – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции и оказания услуг в целях ………. общественных потребностей и получения ……….
3. Отрасль общественного питания может являться
а) барометром экономики страны;
б) деятельностью, связанной с производством и реализацией кулинарной продукции;
в) деятельностью, связанной с организацией потребления и досуга населения;
г) деятельностью, связанной с уровнем развития пищевой промышленности;
3. Планирование финансово – хозяйственной деятельности включает этапы:
а) определение конечных и промежуточных целей, методов и способов их выполнения, постановка задач, контроль, анализ итогов работы;
б) определение конечных и промежуточных целей, методов и способов их выполнения, постановка задач, контроль за ходом реализации плана;
в) определение конечных и промежуточных целей, анализ имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль, анализ итогов работы;
г) определение конечных и промежуточных целей, анализ имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль, корректировка плана на будущий год.
4. Адаптивный подход позволяет
а) корректировать план, приспосабливаться к различным ситуациям;
б) принимают план без изменения экономической ситуации;
в) используют экономико – математический метод;
г) использовать координацию и интеграцию.
5. Цель экономического анализа
а) определить экономическую эффективность деятельности предприятия и оптимальное направление развития;
б) выявить степень достижения поставленных целей;
в) изучение причинно – следственных связей для определения сущности процессов, происходящих внутри предприятия;
г) из различных данных составить общую, целостную картину хозяйственного процесса.
6. Элластичность спроса – это
а) способность спроса повышаться или понижаться под влиянием воздействия различных факторов;
б) спрос, предъявляемый ежедневно на потребительские товары;
в) величина макроспроса и микроспроса, определённая, на основе балансов денежных доходов и расходов населения;
г) спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и услуг населению.
7. Производственная программа предназначена для (несколько правильных ответов):
- определения количества помещений;
- расчёта площади помещений;
- расчёта производительности оборудования;
- расчёта экономических показателей;
- определения потребности в сырье;
- расчёта земельного участка проектируемого предприятия;
- расчёта мощности электропотребления;
- расчёта инженерных коммуникаций;
8. Производственная программа рассчитывается на средний период загруженности производственных цехов предприятия. (верно – неверно)
9. 43. Фактический товарооборот предприятия в отчётном году составил 1 200,0 т.р., уровень инфляции 14%. Товарооборот в сопоставимых ценах равен ….
- 1 052,6 т.р.
- 1124,8 т.р.
- 1 100,8 т.р.
- 1 009,9 т.р.
10. Критический товарооборот предприятия рассчитывают по формуле …
-
-
-
-
Тема: Варианты контрольных вопросов для подготовки
к экзамену:
1. Экономические предпосылки обособления общественного питания в самостоятельную отрасль экономики. Сущность и функции общественного питания.
2. Роль общественного питания в национальной экономике, его связь с другими отраслями.
3. Социально-экономическое значение общественного питания. Развитие общественного питания в рыночных условиях.
|
|
4. Предприятие общественного питания, как система.
5. Цели и задачи деятельности предприятий общественного питания, их функции. Пути достижения целей предприятия.
6. Факторы экономического роста предприятий. Коммерческий расчёт на предприятиях общественного питания.
7. Необходимость планирования деятельности предприятия общественного питания в условиях рыночных отношений. Планирование, как важнейшая функция управления предприятием.
8. Принципы планирования. Элементы планирования.
9. Сущность прогнозирования как элемента планирования. Этапы процесса планирования на предприятии.
10. Виды планирования в зависимости от длительности планового периода. Стратегическое планирование на предприятии.
11. Бюджетное планирование. Виды бюджетов предприятий общественного питания.
12. Содержание планов. Система показателей планов. Бизнес-план предприятия общественного питания, его разделы и разработка.
13. Методы планирования и прогнозирования в предприятиях общественного питания. Источники информации о деятельности предприятия.
14. Роль и задачи экономического анализа в разработке планов. Виды экономического анализа, его способы и приёмы. Источники информации о деятельности предприятия.
15. Понятие рынка потребительских товаров и услуг, его основные элементы. Взаимосвязь развития рыночных отношений и роста товарооборота.
16. Спрос как важнейший элемент рынка. Взаимосвязь платёжеспособного спроса и товарного предложения. Факторы, определяющие общий объём платёжеспособного спроса. Эластичность спроса.
17. Понятие ёмкости и конъюнктуры рынка. Методы анализа и прогнозирования спроса на продукцию и услуги предприятий общественного питания.
18. Товарное предложение как элемент рынка и важнейшее условие развития товарооборота, его состав. Товарные запасы, их виды, особенности в предприятиях общественного питания.
19. Время товарного обращения. Факторы, его определяющие. Управление товарными запасами в предприятиях общественного питания.
|
|
20. Цена как элемент рынка и условие формирования товарооборота. Роль и значение цены в результатах деятельности предприятия общественного питания. Продажная цена на продукцию предприятий общественного питания.
21. Содержание показателей продукции и товарооборота предприятия общественного питания. Состав и структура товарооборота предприятия общественного питания. Влияние товарооборота на результат деятельности предприятия общественного питания.
22. Производственная программа предприятия общественного питания. Её объём и структура в различных типах предприятий. Показатели анализа и планирования товарооборота и производственной программы.
23. Экономический анализ товарооборота и выпуска продукции в предприятиях общественного питания: задачи анализа, порядок проведения. Понятие ожидаемого выполнения плана и сопоставимой базы.
24. Факторы, влияющие на степень выполнения плана товарооборота и производственной программы. Методы плановых расчётов товарооборота и выпуска продукции в предприятиях общественного питания.
25. Планирование потребности предприятия общественного питания в сырье и товарах. Определение потребности предприятия в сырье и товарах. Расчёт размера товарных запасов. Планирование поступления сырья и товаров.
26. Экономическая сущность валового дохода и прибыли в общественном питании, источники их образования. Валовой доход предприятия: состав, порядок определения; факторы, его формирующие. Анализ и плановые расчёты валового дохода.
27. Расчёт НДС. Виды прибыли. Факторы, формирующие прибыль предприятия. Анализ и планирование прибыли в предприятиях общественного питания. Определение критического товарооборота и «запаса финансовой прочности» предприятия.
28. Распределение и использование прибыли в предприятии общественного питания. Фонды специального назначения, создаваемые за счёт прибыли. Налог на прибыль, его расчёт; налоговые льготы. Показатели рентабельности, сфера их использования.
29. Сущность издержек предприятия общественного питания. Условно- постоянные и условно – переменные издержки.
30. Средние издержки. Классификация издержек по экономическому содержанию.
31. Номенклатура и состав издержек предприятий общественного питания. Уровень издержек. Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий общественного питания.
32. Анализ издержек в предприятии общественного питания: задачи анализа, порядок его проведения. Относительная экономия (перерасход) издержек.
33. Методика планирования издержек. Использование метода технико-экономических нормативов при планировании издержек. Планирование отдельных статей издержек.
34. Оптимизация издержек на предприятии общественного питания. Сущность себестоимости продукции общественного питания, её структура. Планирование себестоимости на предприятиях-заготовочных.
35. Трудовые ресурсы предприятия общественного питания, их состав. Эффективность и производительность труда работников предприятия общественного питания, критерии и показатели их оценки. Факторы, определяющие производительность труда работников предприятия общественного питания.
36. Принципы организации оплаты труда в общественном питании. Механизм формирования заработной платы, его элементы. Нормирование труда и его роль в организации заработной платы.
37. Тарифная система как основа регулирования заработной платы. Формы и системы оплаты труда в предприятиях общественного питания, их совершенствование.
38. Характеристика системы премирования. Источники планирования. Доплаты и надбавки, гарантированные выплаты.
39. Формирование фонда оплаты труда в предприятии общественного питания. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
40. Разработка плана по труду в предприятии общественного питания. Структура плана, его показатели. Анализ и плановые расчёты численности работников предприятия. Анализ и плановые расчёты производительности труда работников предприятия.
41. Соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платы. Влияние производительности труда на показатели деятельности предприятия.
42. Анализ и плановые расчёты фонда оплаты труда работников предприятия. Расчёт нормируемой величины расходов на оплату труда. Отчисления от начисленной зарплаты и фонда оплаты труда.
43. Основные фонды предприятий общественного питания, их классификация. Способы поступления и выбытия основных фондов на предприятии.
44. Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов. Амортизация основных фондов, её назначение и исчисление. Метод ускоренной амортизации основных фондов.
45. Расчёт плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. Показатели эффективности использования основных фондов в предприятии общественного питания.
46. Влияние эффективности использования основных фондов на торгово - производственную деятельность предприятия. Пути повышения эффективности функционирования основных фондов в предприятиях общественного питания.
47. Понятие инвестиций и инвестирования. Показатели альтернативных инвестиционных предложений. Методы расчёта эффективности инвестирования. Критерии принятия инвестиционных решений.
48. Оценка экономической эффективности использования новой техники в предприятиях общественного питания. Бизнес-план инвестиционных проектов.
49. Оборотные фонды предприятия общественного питания, их виды, показатели эффективности использования. Значение ускорения оборачиваемости оборотных фондов для предприятия.
50. Анализ оборотных фондов. Расчёт потребности предприятия в оборотных средствах. Пути повышения эффективности использования оборотных фондов в предприятиях общественного питания.
51. Финансы предприятия общественного питания, их функции и особенности. Понятие и состав финансовых ресурсов предприятия общественного питания, источники их формирования. Капитал предприятия. Налог на имущество предприятия.
52. Система финансирования, её организация в предприятиях. Кредитование предприятий общественного питания, его цели и принципы. Виды кредитов и их назначение.
53. Система показателей, характеризующих потребность предприятия в кредите. Определение потребности в кредите. Кредитоспособность предприятия.
54. Понятие финансового состояния, финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия. Анализ финансового состояния предприятия: его сущность, цель, задачи.
55. Планирование финансовых ресурсов предприятия: его цель, задачи, методы. Финансовый план предприятия как часть бизнес-плана, его содержание и виды. Расчёты основных элементов финансового плана.
56. Оперативное финансовое планирование на предприятии. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.
Литература
1. Ефимова О.П. Экономика общественного питания Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 304 с.
2. Емельянова Т.В. Экономика общественного питания: Учеб. пособие/ Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 286 с.
3. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебник.- М.:ИНФРА-М,2001-295с.
4. Балабанов И.П. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.- М.: Финансы и статистика, 2001.
5. Крейнина М.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле.- М.,2004.
Учебное пособие