Финансы 5 страница

Представительный орган власти на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект закона о территориальном бюджете на планируемый год принимается к рассмотрению либо подлежит возвращению на доработку в администрацию, если состав представленных материалов не соответствует требованиям законодательных документов о бюджете. В случае необходимости доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами представляется в представительный орган в десятидневный срок и вновь рассматривается Советом.

Затем проект закона о территориальном бюджете в течении трех дней направляется Советом главе администрации, в комитеты представительного органа власти, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений на заключение.

После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями депутатов вносится на обсуждение представительного органа, который может обсуждать его в четырех чтениях.

В случае непринятия проекта закона о бюджете на планируемый год до 1января очередного финансового года органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной 1/3 фактически произведенных сумм расходов за четвертый квартал текущего года до принятия закона о бюджете на планируемый год.

Представительный орган может также принять закон о финансировании

расходов из территориального бюджета в 1 квартале на планируемый год. В этом случае органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным законом.

Исполнение бюджета – это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств.

В процессе исполнения бюджета задействованы органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Она направляется для сведения в представительные органы власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании баланса доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета служит документом, регламентирующим

взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет четыре этапа.

Первый этап: утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.

На основании бюджетной росписи в течение 10 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители бюджетных средств доводят до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Доведение объемов ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей осуществляется через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

Второй этап: принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство – это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных

обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

Третий этап: подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения органом, исполняющим бюджет, процедур выверки и подтверждения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представить в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

Четвертый этап: расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетный расход.

Федеральное казначейство может осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти. В этом случае исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

- отражения Федеральным казначейством всех операций и средств территориального бюджета в системе балансовых счетов;

- централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в территориальный бюджет и платежей из него;

- совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Исполнение территориального бюджета по доходам включает:

- перечисление и зачисление доходов территориального бюджета на единый счет Федерального казначейства;

- распределение в соответствии с утвержденным федеральным и территориальным бюджетами регулирующих налогов;

- возврат излишне уплаченных сумм доходов;

- учет доходов территориального бюджета и отчетность о доходах территориального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.

13. Международные финансовые отношения: содержание и международные организации.

Международные финансовые отношения (МФО) - это совокупность валютных и кредитных отношений по поводу формирования и использования международных фондов, осуществляемых в результате движения мировых финансовых потоков через международные финансовые операции.

Объектами МФО могут быть:

- Фонды международных институциональных организаций;

- Международные фонды ссудного капитала;

- Международные инвестиции;

- Денежные инструменты, участвующие в МФО.

Мировые финансовые потоки характеризуются постоянным движением денежного капитала, формирующегося в процессе воспроизводства отдельных стран. Эти потоки отличаются единством формы (обычно в денежной форме или в виде финансово-кредитных инструментов) и места (рынок). В зависимости от вида финансовых отношений выделяют мировые валютные и кредитные рынки, а также рынок ценных бумаг и золота. Главная функция МФО - обеспечение аккумуляции и перераспределения мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности воспроизводства. Движение мировых финансовых потоков осуществляется через банки, специализированные финансово-кредитные институты, фондовые биржи.

Функционирование международных финансов происходит посредством финансовых операций. Финансовые операции представляют собой действия, направленные на решение определенной задачи по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при формировании и использовании фондов денежных средств. В международных финансовых операциях участвуют две стороны: резидент и нерезидент. Финансовые операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, траст, кредит, франчайзинг и др.). Признаком финансовых операций служит целевая направленность их действия. По этому признаку финансовые операции подразделяются на:

- операции по переводу денег;

- инвестиционные операции;

- спекулятивные операции;

- операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход.

Операции по переводу денег включают в себя все формы и виды расчетов (операции по обмену «деньги - товар») и трансферт (движение денег в одну сторону).

Инвестиционные финансовые операции заключаются в перемещении капитала для его прироста. Инвестиционные операции связаны со средне- и долгосрочными вложениями капитала, К ним относятся лизинг, траст, аренда, франчайзинг, рента и другие операции длительностью свыше 180 дней.

Спекулятивные операции - это краткосрочные операции по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах по взятым кредитам и переданным взаймы и т.п. К ним относятся валютный и процентный арбитраж, операции своп, валютная спекуляция.

Операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход представляют собой действия, направленные на управление капиталом в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации. Это, прежде всего, страховые операции, в том числе хеджирование, залоговые операции, ипотека (залог недвижимости), диверсификация и др.

По другой функциональному предназначению международные финансовые операции принято делить на валютные и кредитные, которые производятся на соответствующем рынке.

Возникновение международных валютных отношений обусловлено необходимостью осуществления расчетных операций в ходе внешнеэкономических отношений, что связано с интеграцией национальных экономик в мировую. Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. По мере развития мировых хозяйственных связей была создана мировая валютная система (МВС), которая преследует глобальные цели мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования.

За весь период развития МВС прошла несколько этапов, при каждом из которых господствовал тот или иной стандарт:

- Золотомонетный стандарт (Парижская конференция, 1867 г.)

- Золотодевизный стандарт (Генуэзская международная экономическая конференция, 1922 г.)

- Золотодолларовый стандарт (Бреттон-Вудское соглашение, США, 1944г.)

- Стандарт SDR (СДР) (Ямайское соглашение МВФ в Кингстоне, 1976 г.)

Структурные принципы действующей в настоящее время Ямайской МВС закреплены в Уставе МВФ. В рамках данной МВС основой валютных паритетов и курсов валют формально объявлена SDR, но фактически не стала главным международным платежным и резервным средством и далека от мировых денег, поскольку её применение ограничено операциями МВФ. В результате сокращения числа валют, «прикрепленных» к SDR стандарт SDR фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на американском долларе, евро, японской иене и фунте стерлингов - валютах четырех мировых центров.

Наряду с Ямайской МВС существуют несколько международных региональных валютных систем, среди которых наиболее значимой является Европейская валютная система (ЕВС). Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации «Общего рынка» в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы. Структурные принципы ЕВС, отличаются от Ямайской системы. Вместо SDR первоначально был введен стандарт ECU - европейской валютной единицы. Курс ECU определялся как средневзвешенная валютная корзина из двенадцати западноевропейских валют. Сфера использования ECU значительно шире сферы применения SDR и включает не только государственный, но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм. С 1999 г. ECU заменена евро - коллективной европейской валютой.

В противовес официальной демонетизации золота в Ямайской системе в ЕВС возобновлены операции с этим валютным металлом. Золото и доллары включены в механизм эмиссии путем объединения 20% официальных золотодолларовых резервов стран-членов ЕС. Центральные банки этих стран перевели 2,3 тыс.т. их золота в распоряжение Европейского валютного института (до 1994 г. - Европейский фонд валютного сотрудничества - ЕФВС, а с июля 1998 г. - Европейский центральный банк.), который взамен выпускал ECU, переводя их на счет соответствующего центрального банка. Взносы золота оформляются возобновляемыми трехмесячными сделками «своп», основанными на сочетании наличной продажи золота на ECU (евро) и контрсделки по покупке его через три месяца.

Режим совместного плавания курсов валют стран - членов ЕВС предусматривает пределы их взаимных колебаний (±2,25 %, с августа 1993 г. - ±15 % центрального курса). Подобный режим коллективного плавания валют называется «европейская валютная змея», так как графическое изображение этих колебаний похоже на движение змеи. Если курс валюты выходит за допустимые пределы, то центральный банк обязан осуществлять валютную интервенцию преимущественно в немецких марках, т. е. продавать марки на национальную валюту в целях сдерживания падения ее курса к марке и наоборот. Коллективное плавание курса валют ЕС обеспечило их относительную стабильность, хотя периодически проводятся официальные девальвации и ревальвации.

Таким образом, ЕВС является более стабильной, чем Ямайская система, так как колебания курсов валют меньше.

Главной функцией валютных отношений является обслуживание международных экономических, политических и культурных отношений, которые отражаются в платежном балансе стран.

Другим видом МФО является международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капитала в сфере МФО:

- Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.

- Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.

- Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.

Совокупность кредитных отношений представляют мировой кредитный рынок. Мировой кредитный рынок - специфическая сфера международного движения ссудного капитала между странами на условиях возвратности и уплаты процента, где формируются спрос и предложение на заемный капитал. Традиционно разграничивались рынок краткосрочных ссудных капиталов (денежный рынок) и рынок средне- и долгосрочных капиталов (рынок капиталов), в том числе финансовый рынок. Мировой финансовый рынок - часть рынка ссудных капиталов, где преимущественно производятся эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. На практике это деление постепенно утрачивает значение, так как происходит взаимный перелив капиталов, а обычные банковские кредиты замещаются эмиссией ценных бумаг. Составной частью мирового рынка ссудных капиталов с конца 50-х гг. стал рынок евровалют, на котором евробанки осуществляют в основном депозитно-ссудные операции в иностранных валютах, принадлежащих нерезидентам стран-эмитентов этих валют (например, доллары на счетах иностранных банков в США и за рубежом).

Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции по лизингу, факторингу, форфетированию.

Лизинг - соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк.

Факторинг - покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70-90% суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортера на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.

Форфейтинг - покупка банком или форфетором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов.

Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы.

14. Внебюджетные фонды, их сущность, назначение, основы формирования.

Внебюджетные фонды – особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Основные задачи внебюджетных фондов:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально выделенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального фонда государства – бюджета. Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ:

- автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий;

- лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения определенных целей.

Доходы внебюджетных фондов формируются за счет:

  1. Налогов, сборов и прочих обязательных платежей;
  2. Финансирования из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;
  3. Добровольных отчислений граждан (на пенсионное, медицинское страхование и т.д.);
  4. Средств, полученных в результате ведения коммерческой деятельности (сдача имущества в аренду, банковские проценты и т.д.).

Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местный внебюджетные фонды. По такой схеме строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. На региональном уровне свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются:

- Пенсионный фонд РФ,

- Фонд социального страхования РФ,

- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.

Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. (действовало в редакции от 11 февраля 1993г.), с 1 января 1992г. было введено Положение о Пенсионном фонде РФ.

Основными источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан;

- добровольные взносы граждан;

- доходы от капитализации средств фонда;

- прочие поступления.

Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд являются:

- вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера; предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам;

- другие выплаты, осуществляемые в пользу работников, - все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.

Пенсионный фонд используется:

- на выплату пенсий по возрасту и инвалидности;

- при потере кормильца;

- за выслугу лет, военнослужащим;

- выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;

- одиноким матерям;

- лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

- для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующую вкладу в общественное развитие.

Фонд социального страхования РФ был создан на основании Указа Президента РФ от 26 июля 1992г. Положение о Фонде социального страхования РФ было утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются:

- страховые взносы организаций-работодателей;

- страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- ассигнования из государственного бюджета;

- доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

- прочие доходы.

Облагаемой базой для начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника финансирования. Средства Фонда направляются на следующие цели:

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;

- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на частичное содержание находящихся на балансе организации санаториев-профилакториев санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

- проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991г. Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан, обеспечивающего всем российским гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.

Субъекты медицинского страхования – гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и медицинское учреждение. Источниками формирования средств Фонда обязательного медицинского страхования являются:

- страховые взносы организаций- работодателей;

- страховые взносы физических лиц(предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- ассигнования из государственного бюджета;

- доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

- прочие доходы.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденным постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993г.

Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

С 1 января 2010г. Федеральным законом № 212-ФЗ предусмотрена поэтапная замена единого социального налога (ЕСН) взносами на социальное страхование.

Первый этап станет переходным периодом, общая максимальная ставка взносов в 2010 году останется такой же, как и ставка ЕСН в 2009г.(26%). Однако существенные изменения произойдут в размере облагаемой базы. Размер дохода, на который будут начисляться страховые взносы, буде6т ограничен: взносы будут начисляться по единой ставке 26% до тех пор, пока доход работника нарастающим итогом с начала года не превысит 415 тыс. рублей, далее взносы начисляться не будут. Предполагается ежегодная индексация порога, с которого перестают начисляться страховые взносы, в соответствии с ростом средней заработной платы.

На втором этапе с 2011 г. изменятся ставки взносов на социальное страхование: Пенсионный фонд – 26%, Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1%, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 3%, итого – 34%. По новым правилам страховые взносы будут начисляться и уплачиваться в каждый государственный внебюджетный фонд отдельно.

15. Роль бюджетного кодекса РФ в формировании бюджетной системы и развитии межбюджетных отношений.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из:

- бюджетного кодекса и федеральных законов о федераль­ном бюджете на соответствующий год;

- законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соот­ветствующий год;

- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соот­ветствующий год и других федеральных законов;

- законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Ес­ли нормативные правовые акты противоречат бюджетно­му кодексу, то применяется бюджетный кодекс.

Бюджетные отношения включают:

1) отношения, складывающиеся в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рас­смотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и ис­полнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционирова­нии и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспе­чивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, уста­навливающий общие принципы бюджетного законодательства, пра­вовые основы функционирования бюджетов различных уровней, пра­вовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регули­рования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджет­ного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Не все страны мира имеют бюджетный кодекс. Многие государства ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правонарушений.

Необходимость принятия Кодекса в Российской Федерации была обусловлена рядом следующих причин:

1. большая часть положений и норм в действующем бюджетном законодательстве России к середине 90-х годов ХХ века значительно устарела и перестала соответствовать действующей Конституции;

2. практически полностью отсутствовали нормы, регламентирующие процесс исполнения бюджета, контроля за его исполнением;

3. ежегодно меняющиеся принципы организации взаимоотношений между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации при составлении и утверждении Федерального бюджета требовали законодательного закрепления основ межбюджетных отношений в постоянно действующем акте;

4. необходимо было установить ответственность участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, поскольку нормы, законодательно регулирующие ответственность участников бюджетного процесса, либо отсутствовали, либо содержались в подзаконных актах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: