Финансы 6 страница

Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят 31 июля 1998 года и введен в действие с 1 января 2000 года. Сегодня он действует с изменениями и дополнениями.

Бюджетный кодекс Российской Федерации:

- вводит основные понятия и термины бюджетного законодательства, бюджетных правоотношений, определяет главные принципы построения бюджетной системы страны;

- законодательно регламентирует разграничение и распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, определяет полномочия органов законодательной и исполнительной власти всех уровней по формированию доходов, расходов и дефицита соответствующих бюджетов;

- вводит систему управления государственным долгом и государственными заимствованиями, регулирования долга иностранных государств перед Россией;

- определяет возможные источники финансирования и предельные размеры дефицита бюджетов всех уровней, условия и порядок эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг;

- формирует принципы и порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет процедуры передачи расходов и доходов с одного уровня бюджетной системы на другой, формы и условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, права федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении финансовой помощи;

- устанавливает участников бюджетного процесса и их полномочия;

- регламентирует все стадии бюджетного процесса, детализируя нормы для федерального бюджета;

- раскрывает методологию концепции казначейской системы исполнения бюджета с зачислением всех доходов на единый счет Федерального казначейства Российской Федерации и финансирования всех расходов с единого счета Казначейства, что позволяет представителям Казначейства проверять расходование средств бюджета на соответствие закону о бюджете и сводной бюджетной росписи;

- предусматривает финансовый контроль за исполнением бюджета, осуществляемый в форме парламентского административного контроля и определяет объем контрольных полномочий органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, а также правовые последствия отклонения соответствующими органами власти отчета об исполнении бюджета;

- предусматривает систему административной и имущественной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привле­чения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Указы Президента Российской Федерации регулируют бюд­жетные отношения, возникающие в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муни­ципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процес­сом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утвержде­ния и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство Российской Федерации принимает норматив­ные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, ко­торые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы го­сударственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного само­управления принимают нормативные правовые акты, регули­рующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных дого­воров следует, что для их применения требуется принятие внутригосударственных актов.

16. Финансы акционерных обществ. Изменение структуры и величины уставного капитала.

Финансы - система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т. д.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово банковской системы в порядке перераспределения. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Гражданский кодекс РФ, статья 99

Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства. Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли(от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

выручка от реализации выбывшего имущества,

устойчивые пассивы,

различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.),

мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Основные и оборотные средства акционерных обществ

Основные средства - это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Имея ясное представление о каждом элементе основных фондов в производственном процессе, о их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, конечно, рост производительности труда. Основные фонды промышленного предприятия (объединения) представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.

Существует несколько классификаций основных фондов. В зависимости от характера участие основных фондов в сфере материального производства они подразделяются на:

производственные основные фонды функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений;

непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится; воспроизводятся они за счет национального дохода.

Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого - либо непосредственного влияния на объем производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете сказывается на результате деятельности предприятия. Основные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения). Они определяют производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.

Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

- здания,

- сооружения,

- передаточные устройства,

- машины и оборудование, в том числе:

силовые

рабочие

измерительные и регулирующие предметы

вычислительная техника

транспортные средства

инструменты, производственный инвентарь и принадлежности

- прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения)

Каждая группа состоит из множества разнообразных средств труда. В группе здания выделяют три подгруппы: производственные здания, непроизводственные здания и жилье. Сооружения делятся на подземные, нефтяные и газовые скважины, горные выработки. К передаточным устройствам относят трубопроводы и водопроводы. Силовые машины это турбины, электродвигатели. Рабочие машины и оборудование подразделяются в зависимости от отраслей использования. Инструменты и инвентарь учитываются в составе основных фондов только в том случае, если они служат больше одного года и стоят больше 1 млн. руб. (если меньше - то это уже малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и включаются в состав оборотных фондов).

Здание и сооружения производственного назначения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства формируют основные фонды производственного назначения. Соотношение отдельных групп основных фондов в их общем объеме представляет собой видовую (производственную) структуру основных фондов. В зависимости от непосредственного участия в производственном процессе производственные основные фонды подразделяются на: активные (обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия) и пассивные (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов). Состав и структура основных фондов зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организации производства, технической оснащенности. Структура основных фондов может быть различна по отраслям промышленности и внутри отдельной отрасли в связи с теми же причинами. Основные фонды предприятий, учитываемые в денежном выражении, представляют собой основные средства. Денежная оценка основных фондов отражается в учете по первоначальной, восстановительной, полной и остаточной стоимости.

В повседневной практике основные фонды учитываются и планируются по первоначальной стоимости. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” Она представляет собой стоимость приобретения или создания основного фонда. Машины и оборудование принимаются на баланс предприятия по цене их приобретения, включающую оптовую цену данного вида труда, расходы на доставку и другие заготовительные расходы, затраты на монтаж и установку. Первоначальная стоимость зданий, сооружений и передаточных устройств представляет собой сметную стоимость их создания, включающую стоимость строительно-монтажных работ и всех других затрат, связанных с проведением работ по введению этого объекта в действие. Все расходы, связанные с созданием основных фондов осуществляются в действующих ценах.

С течением времени основные фонды на балансе предприятия учитываются по смешенной оценке, т. е. по текущим ценам и тарифам года их создания или приобретения действие основных фондов. Оценка основных фондов по первоначальной стоимости нужна для определения суммы основных средств, закрепленных за данным предприятием. На основе первоначальной стоимости рассчитываются амортизация а также показатели использования фондов. Восстановительная стоимость выражает стоимость воспроизводства основных фондов на момент их переоценки, то есть она отражает затраты на приобретение и создание средств труда в ценах, тарифах и др., действующих в период их переоценки. Для определения восстановительной стоимости регулярно производятся переоценки основных фондов с помощью двух основных методов: 1) путем индексации их балансовой стоимости, 2) путем прямого пересчета балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января очередного года. С их помощью можно достигнуть единообразной оценки основных фондов промышленности в соответствии с современной стоимостью их восстановления, что позволяет точнее установить оптовые цены на средства производства, и кредитования капитальных вложений.

Полная стоимость основных средств (балансовая стоимость) рассчитывается без учета той стоимости, которая по частям переносится на готовую продукцию. Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленным износом (стоимость основных фондов не перенесена на готовый продукт). Она позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать обновление и ремонт основных фондов Есть два вида остаточной стоимости:

она определяется по первоначальной стоимости, определяемой по мере начисления амортизации,

по восстановительной стоимости, определяемой экспертным путем в процессе переоценки средств труда.

Оборотные средства предприятия представляют собой экономическую категорию, в которой переплетается множество теоретических и практических аспектов. Среди них весьма важным является вопрос о сущности, значении и основах организации оборотных средств.

В своем обороте фонды последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что ведет к их разделению на производственные фонды и фонды обращения. Вещественным носителем производственных фондов являются средства производства, средства труда, предметы труда. Готовая продукция вместе с денежными средствами в расчетах образует фонды обращения.

К оборотным производственным фондам промышленных предприятий относят часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от основных производственных фондов расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических средств. Они теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. Оборотные производственные фонды состоят из трех частей: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Фонды обращения обслуживают сферу производства. Они включают готовую продукцию на складе, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Источники Оборотных Средств: Собственные (в момент ввода в эксплуатацию) покрывают минимальные потребности в производственных запасах, незавершенном производстве, ГП, расходов будущих периодов; Заемные: краткосрочные кредиты, с помощью которых удовлетворяется временная дополнительная потребность в оборотных средствах.

Капитал акционерного общества

Акционерное общество - это предприятие, капитал которого создается путем объединения средств различных владельцев, ориентируемое в своей деятельности на прибыль, как на конечный результат. Размер прибыли и доля вложенного капитала определяют величину выплачиваемого на акции дивиденда. Это в свою очередь определяет отношение акционеров к обществу, положение акций на рынке ценных бумаг, в конечном счете, положение акционерного общества.

Размер капитала акционерного общества на момент его учреждения определяется Уставом, поэтому носит название уставного капитала. Обычно его определяют исходя из величин вкладов, которые могут внести учредители.

Капитал акционерного общества (АО) разделен на отдельные части - акции. Акцию можно определить как ценную бумагу, свидетельствующую о том, что ее владелец купил долю собственности АО или другими словами внес пай в его капитал. Владельцы акций несут ограниченную имущественную ответственность в пределах принадлежащих им акций. Акционерным обществам предоставляется полная самостоятельность в решении таких вопросов, как выбор формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, оплаты труда, ценообразования, распределение прибыли. Воздействие государства ограничивается установлением размеров налогообложения, минимума заработной платы, а также предельной величины цен на некоторые товары. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

Уставом общества должны быть определены количество и номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции). Уставом общества могут быть определены количество и номинальная стоимость акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции).

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций. Если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, то уставом общества должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому типу привилегированных акций. Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в уставе, накапливается и выплачивается впоследствии (кумулятивные привилегированные акции). В Уставе общества могут быть определены также возможность и условия конвертации привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов. Общество вправе в соответствии с его уставом размещать облигации и иные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах.

Фонды и чистые активы общества

1. В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

2. Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам.

3. Стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

4. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

5. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.

17. Государственный долг: классификация и методы управления.

Государственный долг - это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга - накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обяза­тельства в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, за­ключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменения условий выпущенного в обращение государст­венного займа, в том числе сроков выплаты и размера процент­ных платежей, срока обращения, не допускается.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования суще­ствуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муни­ципальным образованием;

2) займов муниципального образования, осуществляемых пу­тем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформлен­ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг – это совокупность обязательств правительства перед резидентами, т.е. долговые обязательства, выраженные в валюте страны, а внешний долг – это совокупность обязательств перед нерезидентами, долговые обязательства в иностранной валюте.

Государственный долг может также быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Управление государственным долгомпредставляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его упол­номоченных органов по определению мест и условий размеще­ния и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Цельюуправления государственным долгом является оп­тимизация затрат, связанных с финансированием дефицита го­сударственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно вы­делить следующие основные принципы:

· безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

· единства - учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

· снижения рисков- размещение и погашение займов та­ким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обяза­тельств;

· оптимальности структуры - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

· сохранения финансовой независимости - поддержание
оптимальной структуры долговых обязательств государства ме­жду инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

· прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом поло­жении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

Одним из широко распространен­ных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга,т.е. погашение ос­новной задолженности и процентов за счет средств, получен­ных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание яв­ляются важным фактором для управления государственным дол­гом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом фи­нансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соот­ветствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

С точки зрения инвесторов, наиболее предпочтительным вариантом является полное, безусловное и своевременное вы­полнение государством своих обязательств. Однако в условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обес­печить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, кон­солидации, отсрочке погашения займов или аннулировании го­сударственного долга.

Реструктуризация - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств с установлением иных усло­вий обслуживания долговых обязательств и сроков их погаше­ния).

Рефинансирование - размещение новых займов для пога­шения обязательств по ранее размещенным займам.

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация- решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия - одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация- изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов- консолидация при од­новременном отказе государства от выплаты доходов по зай­мам.

Аннулирование государственного долга - отказ госу­дарства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

18. Финансы бюджетных организаций: их особенности и источники формирования.

В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и др.

К организациям социально-культурной сферы относятся учреждения:

• образования (общего и профессионального - детские сады, школы, техникумы, высшие учебные заведения и др.);

• культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.);

• здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, дома ребенка, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);

• социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);

• средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: