Нормативно-правовая база налогообложения. Понятие законодательства о налогах и сборах

Налоговое законодательство – это совокупность законов и нормативно-правовых актов, принятых непосредственно по вопросам налогообложения и действующие в сфере налогообложения.

Отношения, регулируемые налоговым законодательством, являются властными отношениями и включают в себя:

· отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

· по исчислению и уплате налогов;

· по осуществлению налогового контроля;

· по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц;

· по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формируется налоговое законодательство на трёх уровнях:

1. федеральном,

2. региональном,

3. местном.

На федеральном уровне формируется федеральное налоговое законодательство – это законы и нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, то есть федеральными органами власти РФ (Государственная Дума, Совет Федерации, президент). Является обязательным к исполнению на территории всей РФ.

Федеральное налоговое законодательство включает в себя:

1. Налоговый кодекс РФ,

2. Закон РФ «О налоговых органах в РФ» от 21.01.91г.,

3. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 7.12.91г.,

4. другие федеральные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На региональном уровне формируется региональное налоговое законодательство - это законы и нормативно-правовые акты, принятые на региональном уровне, то есть региональными органами власти субъектов РФ, например: Парламент, Правительство, глава РСО-Алании. Является обязательным к исполнению на территории субъекта РФ.

Налоговое законодательство РСО-Алании включает в себя:

1. Закон РСО-Алания «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003г.,

2. Закон РСО-Алания «О транспортном налоге» от 26.12.2002г.,

3. Закон РСО-Алания «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» от 13.02.2007г.,

4. другие региональные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На местном уровне формируется пакет нормативно-правовых актов по налогообложению – это нормативно-правовые акты, принятые на местном уровне, то есть местными органами самоуправления (Собрание представителей г. Владикавказа, городской Совет г. Моздока, Собрание представителей сельских муниципальных образований Моздокского района РСО-Алания и т. п.) по вопросам налогообложения, имеющие силу закона на территории местного образования.

На местном уровне, например, на уровне г. Владикавказа приняты следующие нормативно-правовые акты по налогообложению:

1. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О земельном налоге» от 11.11.2005г.,

2. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О налоге на имущество физических лиц» от 11.11.2005г.

Но, в практической жизни, в процессе налогообложения, возникают ситуации, когда одного налогового законодательства недостаточно, и необходимо использовать ещё и другие виды законов, регулирующих, в той или иной степени, вопросы налогообложения. К таким законам и нормативно-правовым актам относятся:

1. Конституция РФ,

2. Международные договоры по вопросам налогообложения,

3. Решения Конституционного Суда.

В Конституции РФ закреплены основные нормы налогового права:

· права и обязанности федеральных, региональных, местных органов власти в области налогообложения;

· правовой статус налогоплательщика.

Правила международного договора будут иметь приоритет над правилами национального налогового законодательства (в установленных случаях),если международный договор, касающийся вопросов налогообложения, был ратифицирован Федеральным собранием РФ.

К актам такого вида относятся:

1. соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с разными странами, например: Италией, США, Швецией, Болгарией, Бельгией, Германией, Исландией, Новой Зеландией и другими,

2. соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами – участницами СНГ,

3. другие.

Решения конституционного суда РФ: в соответствии с ФЗ «О конституционном Суде РФ», Конституционный суд занимается толкованием Конституции РФ. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного суда, которая обладает нормативным значением, то есть силой закона. Постановление Конституционного суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для других субъектов. Если норма закона признается не соответствующей Конституции РФ, то законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

Вывод №1: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы принятые специально по налогам, но и законы более широкого действия, устанавливающие, в том числе, и некоторые вопросы налогообложения.

В практической жизни, в процессе налогообложения, также возникают ситуации, когда необходимы дополнительные пояснения и разъяснения о порядке применения налогового законодательства и других нормативно-правовых актов. Поэтому, по вопросам налогообложения разрабатываются и принимаются многочисленные виды подзаконных актов.

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые не имеют силу закона, но разрабатываются и издаются в целях разъяснения порядка применения налогового законодательства. Издаются только в предусмотренных законом случаях. Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Подзаконные нормативно-правовые акты можно подразделить на два вида: общей и специальной компетенции;

К подзаконным актам общей компетенции относятся:

· указы президента РФ. Могут приниматься по любым вопросам. Не должны противоречить конституции РФ и налоговому законодательству.

· Постановления Правительства РФ (обязанностью которого является проведение в РФ единой финансовой, кредитной и налоговой политики). Могут установить: ставки налогов (в случаях определенных НК), перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам и т.п.

К актам специальной компетенции относятся приказы, инструкции, методические указания ФНС РФ, ФТС РФ, МФ РФ, например:

· инструкции по заполнению налоговых деклараций;

· акты, определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями;

· акты, утверждающие формы требований об уплате налогов, налоговых уведомлений, налоговых деклараций и др.

Вывод №2: т аким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы, но и подзаконные акты, поясняющие порядок применения этих законов.

Из всего сказанного, следует сделать следующий вывод №3: все вопросы, возникающие в сфере налогообложения регулируются целой совокупностью законов и подзаконных актов, которые, в свою очередь, формируют нормативно-правовую базу налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения – это система нормативно-правовых актов (в том числе, законов и подзаконных актов), так или иначе содержащих в себе нормы налогового права и регулирующие все виды отношений, возникающих в сфере налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения является более широким понятием по сравнению с налоговым законодательством.

Схема 3

       
 
 
   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: