Этические проблемы, поставленные греческой философией

Проблема человек, которую начали рассматривать древние мудрецы, влекла за собой рассмотрение других, среди которых главной была - отношения человека с другими людьми. Затронув проблему сущности человека, они были вынуждены обратить внимание на сопутствующие проблемы: добра и зла; духовного и материального; любви и семьи; религии и морали, а также роли государства и права. Удивительно то, что за прошедшие тысячелетия со времени их постановки, эти вопросы не нашли однозначного ответа. Как тогда, так и сейчас люди отвечают на них в зависимости от своих мировоззренческих предпочтений. Однако особенность этих вопросов состоит в том, что от ответа на них полностью зависит этическая позиция человека.

«Проблема человека» включает в себя два главных аспекта:

1. Сущность человека - которую представители различных философских учений определяли по-разному. Орфики считали, что человек имеет двойственную сущность: тело и душу, в которой тело – темница души. Для очищения души человек должен стремиться и к очищению тела. Для этого он должен вести нравственный образ жизни и прежде всего подвергать себя аскезе. Сократ и его последователи стоики считали добродетели души главной ценностью человека, поэтому заботу о духовном совершенствовании ценили выше материальных благ. Атомисты полагали, что мир материален, а душа состоит из атомов, поэтому этические проблемы не заслуживают особого внимания. Киник Диоген считал человека животным.

2. Предназначение человека решалось в соответствии с представлением о его сущности. Диоген полагал, что человек-животное должно жить в соответствии с природой, ставя на первое место свое биологическое выживание. Для Эпикура жить в стремлении к удовольствиям было естественным предназначением человека.

Для Сократа и стоиков цель жизни – духовное совершенствование, а достижение его заключается в стремлении к добродетелям. У Протагора и его последователей софистов главное в жизни - собственная выгода.

Исходя из позиции, которую занимал тот или иной философ по отношению к первым двум проблемам, следовало и его отношение к другим важнейшим вопросам, которые волновали греков, и на которые они давали противоречивые ответы. Среди этих проблем важнейшей было отношение к собственности. Мысль о том, что обладание собственностью несет людям зло, появилась у греческих философов одновременно с Буддой. Еще Пифагор первым из философов заявил, что «у друзей все общее». Платон пошел дальше и в своем труде «Государство» философски обосновывал, что собственность разделяет людей. В противоположность им Протагор, Эпикур и другие считали собственность благом.

Проблема государства вызывала такие же противоречивые мнения. Диоген считал, что государство стесняет свободу. По Эпикуру государство мешает мудрецу. Сократ считал, что интересы государства выше интересов гражданина. Примерно такую же позицию занимал и Платон, который создал модель идеального государства служившего людям, но и люди в таком государстве отказывались от многих прав в его пользу.

Проблема любви и семьи решалась многими философами, исходя из индивидуалистических позиций и утилитарных соображений. Эпикур считает непостоянство лекарством от любви, а семью помехой для мудреца. Платон духовную любовь ставит выше телесной, но семью не считает важной и необходимой, а воспроизводство людей, по его мысли, должно быть подчинено интересам государства и законам селекции. В то же время Аристотель считает, что семья - основа государства.

Проблема религии вызывала не менее противоречивые мнения. Развитие сознания у выдающихся греков уперлось в несоответствие высоты их духовных прозрений примитивности и натурализму языческих религиозных представлений, их материальности, чувственности и бездуховности. Греческие боги представали перед ними в своей аморальной наготе. Противники религии получили под свои взгляды прочную идеологическую базу после появления атомизма – материалистической теории, утверждающей, что мир состоит из атомов, мельчайших неделимых частиц вещества, которые не зависят от воли богов, более того, боги, как и души людей сами состоят из атомов, а потому, как утверждал последователь Эпикура Лукреций Кар, религия вредна. Такую позицию занимали древние материалисты: Левкипп, Демокрит и Эпикур. Кроме отрицания значения религии, этих философов объединяет их отношение к некоторым важнейшим этическим вопросам - семье и детям. Почему-то с момента своего возникновения материализм отрицательно относится к созданию семьи и семейному воспитанию детей. Более чем через две тысячи лет материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс в Манифесте Коммунистической партии потребуют уничтожения религии, семьи и перехода к общественному воспитанию детей.

Однако ряд философов, видя кризис языческих религиозных представлений, развивает идею бога и в своем понимании его вплотную подходит к монотеизму. Так Платон утверждает всеобщую благость бога, являющуюся основой нравственности, а Аристотель считает Бога перводвижителем Вселенной, который движет ее силой своей любви. Эти философы создают мировоззренческую базу для принятия христианских религиозных представлений и догматов.

Проблема морали целиком покоилась на отношении философа к сущности и предназначению человека. Диоген и киники утверждали, что мораль ограничивает свободу и является вредной выдумкой людей. Протагор и софисты считали, что нормы морали релятивны и их необходимо выполнять, когда находишься среди людей и тебя видят, но, если не видят, можешь поступать как пожелаешь. Платон считал мораль основой для справедливости. Также считал и Аристотель, который этику ставил в основу общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: