Кризис католической церкви и власти пап

Увлечение античной культурой, знакомство с произведениями языческих философов и писателей не могло не отразиться и на мировоззрении церковных деятелей, в том числе, римских пап. Власть и богатство, которыми к началу эпохи Возрождения стала обладать католическая церковь и ее иерархи, нашла оправдание в античной философии. Не случайно, что в эту эпоху становится самым популярным философом Эпикур, однако его философия понималась в самом вульгарном смысле, пропитанном гедонизмом. На идеологическую подоплеку разложения христианской этики, вызвавшей кризис католической церкви, накладывались и другие причины. Прежде всего, бесславное окончание крестовых походов, унесших многие тысячи жизней и, наверное, в большей степени изменение направления этих походов, когда крестоносцы шли уничтожать христиан-единоверцев, по-другому толкующих Евангелие, как это было с катарами, вальденсами, гуситами, что сильно подорвало авторитет церкви и самого папы. Этому же способствовало падение второй христианской столицы - Константинополя, захваченного турками.

Однако главная причина кризиса католицизма таилась в природе папской власти. Константин Великий, создавая единую христианскую церковь, за образец брал устройство Римской империи, при этом руководители провинциальных отделений церкви назначались согласно административному делению империи. Константинопольский патриарх, являясь главой Восточной или православной церкви, всегда подчинялся императору. Так же было и в католической церкви до падения Западной империи. После того как императоров в Риме не стало, папы как бы по традиции и привычке народов к подчинению власти, исходящей из этого города стали на место императоров. Сам Карл Великий, создавая империю, поехал короноваться в Рим к папе. После распада империи Карла образовались национальные государства, в которых короли не хотели делить власть с церковью и папой. Они стали сами назначать кардиналов и епископов, которые в те далекие времена сочетали духовную и административную, т.е. светскую власть. Королям было удобно. Им не нужно было создавать новый государственный аппарат, так как церковный существовал давно. Причем из назначений можно было извлекать еще и выгоду, продавая эти должности за деньги. Борьба папы с императором и королями за право назначать церковных глав стран и провинций была борьбой за участие папы в управлении этими землями и получении с населения податей, что, естественно, не нравилось светским государям.

Папы постоянно напоминая о том, что они наместники Христа на земле, совершенно забыли о его словах, сказанных на суде Пилата: «Царство мое не от мира сего» [48. 18:36]. Этими словами Иисус утверждал, что его царство и господство духовные, а не материальные. Ф.М. Достоевский очень метко подметил в Великом инквизиторе, что католическая церковь подобрала власть над миром, предлагаемую дьяволом, которую отверг Христос, поэтому она и стала служить не Христу, а ему.

После смерти папы Бонифация VIII Филипп IV выдвигает на этот пост своего ставленника и заставляет перенести резиденцию во французский город Авиньон. Папский престол оставался здесь с 1309 по 1376. Петрарка называл это "Вавилонским пленением". В историю этот период вошел как «Авиньонское пленение». В результате «Авиньонского пленения» авторитет папы катастрофически упал. К концу этого периода возникла ситуация при которой в Риме был один папа, а в Авиньоне другой. В целом раскол произошел по национальному признаку. Франция и ее союзники поддержали авиньонского папу, а итальянцы и противники Франции - римского.

На Пизанском соборе в 1409 году была сделана попытка устранить двоевластие путем низложения обоих пап, римского и авиньонского, и избрания "пизанского" папы Александра V. Поскольку ни один из конкурентов не подчинился этому решению, после 1409 существовало уже три папы. В конце концов, в 1417 кардиналы вместе с 30 делегатами собора избрали Мартина V - первого общепризнанного папу за 40 прошедших лет.

В этот период «многопапия» на папский престол удавалось пробраться людям, которые его просто позорили. Таков папа - Иоанн XXIII (1410-1415), который был в молодости неаполитанским пиратом по имени Балтасаро Косса. «Когда Иоанн XXIII вступил на папский престол, обнаружилось, что в душе его продолжал жить морской разбойник. Он воевал с неаполитанским королем, грабил и убивал мирное население и сделал свое имя столь ненавистным, что после него ни один папа больше не называл себя Иоанном». [71] Этот папа был низложен на Констанцком соборе, на котором осудили Яна Гуса. В постановлении собора о низложении Иоанна XXIII говорилось о предании его светскому суду как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя». [72]

Обмирщение пап. К началу Возрождения папы не только борются за власть со светскими государями, но и ведут образ жизни, не отличающийся от них. Начиная с Николая V (1447-1455) папы делают Рим интеллектуальной и художественной столицей Европы. Папа Николай построил папскую библиотеку, собирал рукописи и организовал перевод греческих сочинений на латынь. Меценатство требовало огромных средств. Николай находил их в продаже индульгенций и в использовании слабости центральной власти Германии, где за коронацию папа получил от Фридриха III право эксплуатации обширной империи, ставшей с тех пор вплоть до Реформации золотым дном для папства. Последующие папы продолжали поощрение гуманистов и приглашали в Рим таких художников, как Браманте, Рафаэль и Микеланджело.

Индульгенция. Это понятие, означающее отпущение грехов, появляется впервые в XI в. во Франции. Во время крестовых походов всем их участникам прощались грехи, что придало функционированию индульгенций новый размах. В позднее средневековье система индульгенций усложняется. К средине XV в. появляются индульгенции для усопших, то есть решения церкви как бы получали силу и в потустороннем мире. На протяжении средневековья учение об индульгенции, отвергалось последователями различных, в том числе откровенно еретических учений - катарами, вальденсами, лоллардами, фратичелли и др. К концу XV века торговля индульгенциями ставится на поток, преследуя чисто меркантильные интересы Ватикана. Она становится для Лютера предлогом начала борьбы за Реформацию.

Нравственное разложение папской курии. Борьба за власть, стяжательство, падение морали в Ватикане к концу XV в. превысило все мыслимые пределы. Во второй новелле «Декамерона» Боккаччо еще в середине XIV века дает такое описание папского двора: «Наблюдая образ жизни папы, кардиналов и других прелатов и всех придворных… Он заключил, что все они вообще прискорбно грешат сладострастием, не только в его естественном виде, но и виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было не малой силой». Этот посетитель Ватикана приходит к такому заключению о действиях папы: «Ваш пастырь, а следовательно, и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию…». [A]

Папа Юлий III (1487—1555) в 1546 году познакомился с 14-летним неграмотным юношей Инноченцо, который был усыновлен братом будущего папы. В 1550 году, когда Юлий III был избран папой, он немедленно сделал 17-летнего Инноченцо кардиналом. Умолчим о том, за какие достоинства этот необразованный юноша был произведен на столь высокий пост.

Мартин Лютер, побывав в Риме назвал его «гнездом содомского разврата, апокалиптическим зверем». Ни малейшего намёка на святость он не нашёл там и с горечью заявил в последствие: «Если существует ад, то Рим воздвигнут на нём».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: