Планы проведения семинарских и практических занятий по дисциплине
«Стратегическое управление».
Семинар 1. Введение в стратегический менеджмент. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического управления.
Вопросы:
1. Понятие стратегического управления.
2. Исторические предпосылки возникновения стратегического менеджмента.
3. Этапы развития стратегического менеджмента.
4. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.
Практическое задание: заполнить таблицу «Основные отличия стратегического управления от оперативного» [см.: Практикум для студентов]
Реферативные доклады:
· Стратегические бизнес-единицы (хозяйственные подразделения) и стратегические зоны хозяйствования корпоративных структур.
Семинар 2. Современный подход к развитию организации. Развитие и использование электронного бизнеса
Вопросы:
1. Понятие организации. Эволюция управленческой мысли и организации
2. Стратегический аспект в управлении развитием организацией.
|
|
3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
4. Предпосылки стратегического управления в Республике Беларусь.
Реферативные доклады:
· Жесткие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление.
· Мягкие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление.
Семинар 3. Варианты стратегического состояния (стратегический куб).
Вопросы:
1. Политический вектор модели стратегического состояния компании
2. Экономический вектор модели стратегического состояния компании
3. Организационный вектор модели стратегического состояния компании
Практическое задание: «Выбор варианта стратегического состояния компании» [см.: Практикум для студентов]
Семинар 4. Диагностика внутренней и внешней среды организации
Вопросы:
1. Характеристика внешней и внутренней среды
2. Методы анализа состояния компании
Практическое задание № 1. Проведите стратегический PEST - анализ для конкретного предприятия, с учетом специфики его деятельности. [см.: Методич.указания для студентов]
Практическое задание № 2. Проведите стратегический SNW - анализ для конкретного предприятия, с учетом специфики его деятельности [см.: Методич.указания для студентов]
Реферативные доклады:
· Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом PEST-анализа.
Семинар 5. Методы комплексного анализа среды организации
Вопросы:
1. Этапы SWOD – анализа
2. Вертикальные цепочки ценностей
Реферативные доклады:
· SWOT-анализ – как первичный инструмент стратегического анализа. Особенности проведения.
|
|
· технология SWOT-анализа. Основные компоненты SWOT-анализа. Факторы, учитываемые при проведении SWOT-анализа.
Семинар 6. Этапы и способ установления целей. Миссия компании
Вопросы:
1. Значение миссии, и ее определение
2. Миссия и цели предприятия.
3. Процесс создания миссии.
4. Мини - стратегия: стратегические цели, стратегические целевые приоритеты.
Практическое задание № 1. Сформулируйте и разработайте миссию для конкретного предприятия [см.: Практикум для студентов]
Практическое задание № 2 «Стратегические цели компании» [см.: Практикум для студентов]
Реферативные доклады:
· Управление по целям. Основные составляющие управления по целям.
Семинар 7. В ыбор стратегии
Вопросы:
1. Факторы, учитываемые при выборе стратегии.
2. Этапы формирования стратегии
3. Анализ портфеля организации.
Практическое задание. С формулируйте мини – стратегию для конкретно выбранного объекта исследования. [см.: Практикум для студентов]
Семинар 8. Базисные (эталонные стратегии)
Вопросы:
1. Стратегии концентрированного роста.
2. Стратегии интегрированного роста.
3. Стратегии диверсифицированного роста
4. Стратегии сокращения.
Практическое задание № 1. Определение типов стратегии используемых компаниями на конкретных примерах[см.: Практикум для студентов]
Практическое задание № 2. Определение стратегии в соответствии с её целевым назначением [см.: Практикум для студентов]
Семинар 9. Стратегии организационных уровней.
Вопросы:
1. Корпоративная стратегия.
2. Деловая стратегия
3. Функциональная стратегия
4. Операционная стратегия
5. Особенности реализации стратегии.
Практическое задание «Пирамида стратегий» [см.: Практикум для студентов]
Реферативные доклады:
· Технология выстраивания стратегической пирамиды.
· Основные составляющие корпоративной стратегии. Направления корпоративной стратегии.
· Значение функциональной стратегии для организации.
· Основные направления разработки деловой стратегии организации.
· Характеристика деловой стратегии, дающей прочное конкурентное преимущество.
Семинар 10. Стратегические изменения в организации.
Вопросы:
1. Типы проведения изменений
2. Сопротивление системы стратегическим изменениям
3. Управление сопротивление
4. Стили проведения изменений
Реферативные доклады:
· Индивидуальное и групповое сопротивление стратегическим измененим
· Специфика основных стилей руководства, применяемых при реализации стратегии.
Семинар 11. Стратегический контроль.
Вопросы:
1. Этапы стратегического контроля
2. Характеристики эффективного контроля. Стратегический контроль.
Семинар 12. Анализ позиций в конкуренции
Вопросы:
1. Модель БКГ
2. Модель «Дженерал Электрик – МикКинзи»
Практическое задание №1. Использование модели BCG на примере конкретного предприятия. [см.: Практикум для студентов]
Практическое задание № 2. Составление матрицы GE/McKinsey, для конкретного предприятия [см.: Методич.указания для студентов]
Реферативные доклады:
· Цели и этапы проведения портфельного анализа.
· Матрица Бостонской консультационной группы. Модифицированная матрица БКГ.
Семинар 13. Анализ позиций в конкуренции
Вопросы:
1. Методика Ансофф
2. Матрица баланса жизненных циклов
Практическое задание. Методы определения оптимального набора стратегических зон хозяйствования [см.: Практикум для студентов]
Реферативные доклады:
· Матричная техника анализа. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля.
Семинар 14. Стратегический анализ конкурентов
Вопросы:
1.Оценка конкурентных преимуществ.
2.Защита конкурентных преимуществ
Реферативные доклады:
· Стратегии корпоративных организаций и образований как результат развития концентрации, централизации и структуризации бизнеса и эволюции корпоративных структур.
|
|
· Стратегические конкурентные компетенции компании.
Семинар 15. Базовые конкурентные стратегии (БКС) в отрасли
Вопросы:
1. БКС как инструмент стратегии.
2. БКС по конкретным продуктам.
3. Генерические стратегии М.Портера (1985).
4. Ценностная цепочка М. Портера и система стоимости.
Практическое задание. Определение базовой конкурентной стратегии определенного предприятия на рынке. [см.: Практикум для студентов]
Семинар 16. Конкурентоспособность фирмы
Вопросы:
1. Оценка конкурентоспособности
2. Конкурентные стратегии в малом бизнесе
Реферативные доклады:
· Виолентные (силовые) стратегии доминирования на обширных рынках крупных фирм («слонов»).
· Патиентные (нишевые) стратегии доминирования различных компаний с узкой специализацией («лис»).
· Коммутантные (приспособленческие) стратегии мелких фирм («серых мышей»), направленные на производство неспециализированной часто меняющейся продукции.
· Эксплерентные (пионерные) стратегии быстро растущих малых и средних фирм («ласточек»), осваивающих новую продукцию.
Семинар 17. Стратегические решения
Вопросы:
1. Методы принятия стратегических решений
2. Формы принятия решений по целям и стратегиям.
Практическое задание. Методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности, определенности и риска [см.: Практикум для студентов]
Реферативные доклады:
· Информационные технологии и программно-компьютерные средств разработки стратегических решений
· Бенчмаркинг – как инструмент принятия стратегических решений
Семинар 18. Бизнес-план в стратегическом управлении предприятием.
Вопросы:
1. Структура и содержание бизнес план
2. Рекомендации по составлению бизнес-плана.
3. Оценка стратегически рисков.