Тема Сущность и задачи инновационного менеджмента

4.1 Сущность инновационного менеджмента

4.2 Принципы управления инновационной деятельностью

4.3 Функции и методы инновационного менеджмента

4.1 Сущность инновационного менеджмента

Инновационные менеджмент – наука, направленная на управление инновационного процесса, состоящего из цепи последовательных действий: инициации, маркетинга инноваций, производства, выхода на рынки, диффузии, использующая при этом принципы системности,, комплексности, динамичности.

Инновационный менеджмент – это организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов. (определение по Аньшину В.М., Дагаеву А.А.)

Инновационный менеджмент – разновидность функционального менеджмента, объектом которого выступают инновационные процессы в всех сферах народного хозяйства (Л.Н.Оголева).

Инновационный менеджмент – наука и искусство управления инновациями; вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; аппарат управления инновациями. (П.Н.Завлин).

Инновационный менеджмент - процесс управления инновационной деятельностью, состоящий из следующих элементов структуры системы: вход, выход системы, обратная связь, внешняя и микросреда фирмы, элементы системы, т.е. подсистемы научного сопровождения, управляемая и управляющая подсистема, обеспечивающая и целевая подсистемы (Р.Фатхутдинов).

Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности, что означает следующее:

1)социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической, политической сфер деятельности общества;

2)социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;

3)научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.

Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства, коммерциализации новшества.

4.2 Принципы управления инновационной деятельностью

Принципы инновационного менеджмента – система правил, процедур, норм, требований в соответствии с которыми осуществляется эффективное управление инновационной деятельности. Принципы инновационного менеджмента – результат обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

В основе принципов лежат следующие закономерности: 1) единство системы управления – означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды; 2)пропорциональность производства и управления – определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда; 3) централизация и децентрализация управления – распределение задач, функций и полномочий, прав и ответственности по уровням иерархии управления; 4) соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

Различают следующие принципы управления инновационной деятельностью:

1) демократического централизма – сочетание централизованного руководство хозяйством и самостоятельность его отдельных элементов;

2) планового ведения хозяйства – установление на длительный период направления, темпов, пропорций развития производства;

3) единства целей структуры и ее подразделений – определяет соподчиненность целей организации с ее структурными подразделениями.;

4) экономичности и эффективности – необходимо добиваться наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда;

5) морального и материального стимулирования;

6) ответственности – установление точно определенной материальной ответственности за упущения в работе, разработка положение о премировании и депремировании работников;

7) научности управления – построение всей системы на новейших данных науки об управлении;

8) правильного подбора и расстановки кадров;

9) преемственности хозяйственных решений – единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений осуществляемых во времени и в пространстве;

10) принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления.

4.3 Функции и методы инновационного менеджмента

Функции инновационного менеджмента - комплекс мероприятий, осуществляемых действий для эффективного управления инновационным процессом.

Различают следующие функции.

1) Стратегический маркетинг – комплекс работ по анализу конъюнктуры рынка, потребительского спроса, конкуренции и формированию рыночной стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования стратегии повышения качества товаров, ресурсосбережения и комплексного развития производства, нацеленных на достижение и сохранение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение прибылей. Функции и задачи стратегического маркетинга: 1) формирование рыночной стратегии фирмы, 2) реализация концепции маркетинга, 3) стратегическая реклама и стимулирование сбыта товара, 4) обеспечение исследований.

2) Планирование – комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, постановки цели и пути достижения цели с оценкой альтернативных вариантов (планы бывают текущими и стратегическими, функциональными и проблемными, локальными и комплексными). К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся: 1) выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов стратегического маркетинга, 2)обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы, 3)формирование портфеля новшеств, 4) структуризация целей инновационной деятельности, 5) комплексное обеспечение выполнения планов, 6_ формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение плана, 7)координация планов, 8) стимулирование выполнения планов.

3) Организация процессов – комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов, представляющих собой совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую по созданию определенного качества и количества продукции, при котором соблюдаются следующие принципы – пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности и ритмичности. Пропорциональность – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение предприятия ресурсами, информацией; непрерывность – принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процессов; параллельность - принцип, характеризующий степень совмещения операций во времени; прямоточность - принцип, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.; ритмичность – принцип, характеризующий равномерность их выполнения во времени;

4) Учет – функция инновационного менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных носителях в соответствии с требованиями полноты, динамичности, системности, автоматизации, преемственности и перспективности. Требования к учету: 1) обеспечение полноты, т.е. ведения учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, ресурсоемкости товаров, подразделениями фирмы; 2)обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа; 3) обеспечение системности, учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды; 4) автоматизация учета; 5) использование результатов учета в стимулировании качественного труда.

5) Контроль – функция по обеспечению выполнения программ, планов, письменных и устных указаний, документов, реализующих управленческие решения (различают контроль сроков, затрат, качества). Контроль – постоянный и структурный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Контроль делится на 4 стадии: 1) мониторинг и анализ результатов; 2) сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений; 3) прогнозирование последствий сложившейся ситуации; 4) корректирующие действия.

6) Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей, представляющий собой использование различных методов стимулирования систем поощрения и наказания. Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов: разработка концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, оперативное управление реализацией инновационных проектов.

7) Регулирование – комплекс работ по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятию мер по доведению параметров «входа» системы или процессов в ней до новых требований «выхода». К факторам внешней среды относятся темпы НТП, изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей, политика поставщиков, рыночная стратегия конкурентов, государственная инновационная политика, политика ВЭД, ценовая политика, факторы инфраструктуры рынка, макро- и микросреды фирмы.

8) Руководство – комплекс работ по реализации властного воздействия управляющей системы на управляемую через применение различных стилей управления демократического, либерального, авторитарного, ситуационного.

9) Координация – центральная функция по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий (может быть по вертикали и горизонтали), установление коммуникационных связей. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

Методы инновационного менеджмента

1) Административные методы – методы, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему опираясь на систему законодательных актов страны, нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации, планов, программ, заданий, проектов, оперативного руководства;

2) Экономические методы – методы, регулируемые государственными органами (налоговая система, финансово-кредитный механизм), регулируемые фирмой (экономические нормативы функционирования фирмы, системы материального поощрения фирмы, ответственности за качество и эффективность работы);

3) Балансовые методы – сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства;

4) Социально-психологические методы направлены на управление моральным климатом в коллективе при условии сохранения здоровья работников, хорошей морально-психологической атмосферы, соблюдения законодательства и требований нормативных актов КЗОТ;

6) Сетевые методы – построение графических моделей комплекса работ, направленных на выполнение единых заданий, состоящих из последовательных взаимосвязанных действий, работ, зафиксированных определенным моментом времени, отсчитывающих продолжительность пути и оценивающих его эффективность;

7) Методы анализа – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией решения по развитию объекта (метод сравнения план-факт, факторный анализ – степень влияния факторов на результат, функционально-стоимостной анализ, ЭММ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: