Тема Инновационный процесс

7.1 Содержание и структура инновационного процесса

7.2 Этапы инновационного процесса

7.1 Содержание и структура инновационного процесса

Инновационный процесс – последовательный процесс перехода от идеи нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Инновационный процесс – инновационная деятельность какого-либо субъекта экономики, направленная на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса и т.п.

Сущность инновационного процесса – целенаправленная цепь последовательных действий по инициации нововведений, разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Инновационный процесс включает в себя 7 элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса:

1.Инициация;

2.Маркетинг инновации;

3.Производство инновации;

4.Реализация инноваций;

5.Продвижение инноваций;

6.Оценка экономической эффективности инноваций;

7.Диффузия инноваций.

Инициация – это этап разработки, внедрения и создания новшеств, иначе НИОКР, основанные на коллективной работе ученых-новаторов и организаторов, использующие нетрадиционные подходы, методы творческого решения в создании и обосновании инновации.

Маркетинг инноваций – этап, состоящий из стратегической и оперативной составляющей, представляющих собой исследования конъюнктуры рынка с последующей разработкой сегментов рынка, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя; оптимизация деятельности фирмы, ситуационное эффективное управление, формирование конкурентной стратегии новшества.

Производство инновации – порядок выполнения операций, выбор предметов и средств труда, оснащение производственного процесса необходимыми ресурсами – оборудованием, приспособлениями, инструментом, средствами контроля, на что оказывают влияние следующие факторы:

-уровень, механизации, автоматизации, специализации, кооперирования производства;

-уровень прогрессивности технологических процессов;

-средний возраст технологических процессов и оборудования;

-коэффициент сменности работы оборудования;

-укомплектованность штатного расписания фирмы;

-фондовооруженность труда (отношение стоимости активной части основных фондов к численности работников);

-показатели эффективности производства (текучести кадров, производительности труда, потери рабочего времени, пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, ритмичности производственных процессов).

Реализация инноваций – продажа, появление на рынке определенной партии инновации посредством проведения сегментации рынка (социально-демографической, по выгодам, поведенческой, социально-культурной, сегментация промышленных товаров), выбора целевых сегментов (определение группы потребителей); позиционирования товаров (разработка и создание имиджа товара); разработки оперативной маркетинговой программы реализации товара с эффективной рекламой; организация и стимулирование сбыта продукции.

Продвижение инноваций – организация сбыта инновации через сбытовую сеть – каналы распределения, посредством выполнения функций:

- изучение результатов сегментации рынка и планирования рекламы

-заключение договоров с потребителями и посредниками;

-учет и контроль выполнения договоров;

-разработка плана отгрузки товаров клиентам;

-определение каналов сыта (оптовые, розничные торговцы, агенты, брокеры, коммерческие организации по обслуживанию, собственная сбытовая сеть);

-организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров;

-информационное, ресурсное, техническое обеспечение сбыта товара;

-стимулирование сбыта (льготы потребителям, торговой сети);

-установление обратной связи с потребителями и регулирование.

Оценка экономической эффективности инновации – этап определения затратности и доходности инновации, индекса рентабельности, периода окупаемости инвестиций в инновацию.

Диффузия инноваций – этап массового распространения товаров на внешние рынки, аналогично продвижению – деятельность по доведению инновации до конечных потребителей, включающий выбор каналов продвижения, организация сбытовой сети.

7.2 Этапы инновационного процесса

Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи выполняемой инновации, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи; обоснование нового продукта:

а)определение цели инновации и задач;

б)поиск основной идеи – трудоемкий процесс, требующий творческого подхода;

в)ТЭО идеи инновации – подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной идеи в форму вещи, т.е. в новый продукт. ТЭО включает в себя:

-обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по определенному критерию или по системе критериев;

-обоснование необходимости разработки данной инновации для каких-либо целей;

-определение возможности превращения идеи в материальную форму, пригодную для продажи на рынке;

- изучение и выбор рынка по конкретному месту выхода инновации на этот рынок;

-расчет затрат на производство и реализацию инновации;

-расчет эффективности производства и эффективности реализации инновации.

Методы поиска идеи инновации:

1.Метод проб и ошибок самый дешевый и наименее эффективный, выдвигаются идеи, неудачные из них отбрасываются. Недостатки –нет правил поиска верной идеи, применяются субъективные критерии.

2.Метод контрольных вопросов – усовершенствованный метод проб и ошибок, заключающийся в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Недостатки: возможность попадания в список поверхностных, слабых, несущественных вопросов.

3.Метод мозгового штурма – заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи (Алекс Осборн, 1955); В решении поставленной задачи участвуют 2 группы людей: генераторы идеи и эксперты.

4.Морфологический анализ – систематическое исследование всех мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследователями все неожиданные и необычные вопросы. Это соединение в единую систему методов выявления, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации. (Швейцарский астроном Ф.Цвики 1942 г.) Проводится по схеме из этапов:

-формулировка проблемы;

-постановка задачи;

-составление списка всех характеристик обследуемого продукта или операции;

- составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике;

- решения заключают в таблицу «морфологический ящик».

5.Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит как бы в фокусе переноса, состоящий из следующего (Чарльз Войминг 1926-1950 гг.):

- выбор фокальных объектов;

- выбор 3 или более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги;

- составление списка признаков случайных объектов;

- генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;

- развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;

- оценка полученных идей и отбор полезных решений.

6.Синектика – атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций (Уильямс Гордон 50 г.), состоящий из этапов:- ознакомление с проблемой;- уточнение проблемы;- решение проблемы;

Используются следующие виды аналогий:

- прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами;

- личная означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта, пытаясь выяснить, какие личные ощущения возникают у покупателя этого продукта;

- символическая – ЭММ, математические символы, таблицы, графики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: