Натуралистическая этика. Тема 1. (для обсуждения)

1. Что такое этика. Эволюция жизни и происхождение человека. Эволюция этики.

Этика - правила поведения, позволяющие избегать нежелательных ситуаций и обеспечивающие комфортные отношения между людьми и в целом в обществе. Этика возникает уже у стайных животных. Примеры. Интересные факты из жизни животных. Человек, как часть природы. Возникновение человека как вида. Сравнения: (животные, первобытный человек, современный человек). Мифы, предания, сказки. Этология. Этика. Мораль. Право.


***

Этика – это навык, искусство и наука о том, как жить среди себе подобных, избегая нежелательных ситуаций и обеспечивая комфортные отношения между людьми и в целом в обществе. Предметом этики являются нравы, обычаи, мораль, представления о добре и зле, справедливости, правах и обязанностях, смысле и целях жизни, основных правилах деятельности в обществе.

Этику, как науку придумали люди, но правила рационального общественного поведения появилась задолго до возникновения человека. 300 миллионов лет назад инстинкты сложного коллективного поведения возникают у общественных насекомых – термитов, организующих свои поселения, напоминающие наши города. В них есть разделение труда, защита от врагов, забота о потомстве. Другие общественные насекомые – муравьи и пчелы – появились на 150 миллионов лет позже. Проходят еще 100 миллионов лет, и модели сложного коллективного поведения возникают у птиц, а также у млекопитающих, к которым относимся и мы, люди. Формы поведения всех животных (в т.ч. и человека) изучает специальная наука этология. Человеческая этика, из-за своей сложности и своих особенностей, выделяется в отдельную дисциплину, которую мы будем изучать, не забывая, впрочем, о том, что наше поведение во многом определяется биологическими причинами, общими у человека и других млекопитающих.

Если у насекомых навыки коллективного поведения являются полностью врожденными, инстинктивными, то у птиц и млекопитающих они могут развиваться в ходе обучения. Почему нам так близки образы многих животных, фигурирующих в сказках, легендах и мифах? Очень просто: они во многом похожи на нас… или мы на них.

Например, есть замечательная сказка Редьяра Киплинга: «Кошка, которая гуляла сама по себе». Основа ее сюжета взята из древнего африканского мифа о том, почему некоторые дикие животные стали домашними. Персонажи сказки в разной мере проявляют хитрость и находчивость в ходе столкновения интересов. Кто-то подчиняется кому-то, между кем-то и кем-то возникает дружба, кто-то сохраняет максимальную независимость от остальных. Постепенно каждый приходит к более-менее приемлемому соглашению с другими. Так становится возможной совместная жизнь настолько разных по характеру существ, как пес, конь, корова, кошка, мужчина, женщина, ребенок. Различия и взаимные противоречия не исчезают, но, при разумном соглашении, особые свойства и привычки каждого оказываются полезны для всей маленькой сказочной общины. Так, согласно мифу, из диких существ возникает пусть и примитивная, но цивилизация.

Но это – миф. А как было в действительности? Примерно 10 -12 миллионов лет назад, на восточном побережье центральной Африки, обитали сообразительные существа –рамапитеки. Так же, как современные бонобо и шимпанзе, африканские рамапитеки были всеядными, пользовались простейшими орудиями и жили стаями по 20-30 особей, в которых была своего рода этика, регулировавшая старшинство, совместное добывание пищи, защиту от хищников, рождение и воспитание потомства. Возможно, какой-то вид рамапитеков приспособился к жизни в дельтах больших рек, по берегам мелких водоемов. Он стал вести отчасти водный образ жизни, питаясь не только растительной пищей, но и богатыми белком моллюсками и рыбой. Именно от него мы унаследовали строение тела, хорошо приспособленное не только для ходьбы и лазанья по деревьям, но и для плавания.
Основные отличия человека от человекообразных обезьян: прямохождение, широкие стопы и ладони, голая кожа с толстой жировой прослойкой, разворот плеч, устройство носоглотки (благодаря которому мы можем задерживать дыхание, когда ныряем).

Около 8 миллионов лет назад климат экваториальной Африки изменился в сторону более сухого. Площадь мелководных водоемов стала сокращаться, и нашим предкам пришлось приспосабливаться к жизни в саванне. Бесшерстному прямоходящему двуного-двурукому существу, не обладающему клыками и когтями, пришлось нелегко, но эта задача была решена в ходе эволюции. Кениантроп, живший примерно 3,5 миллиона лет назад – это существо, больше похожее на человека, чем на современных человекообразных обезьян. Появившийся около 2 миллионов лет назад Homo erectus (человек прямоходящий, или палеоантроп), уже был способен изготавливать сложные орудия, пользовался огнем и владел членораздельной речью. Если бы палеоантроп сохранился до наших дней - его без колебаний признали бы одной из человеческих рас.

Всем высшим хищным млекопитающим свойственно любопытство. Понаблюдав за домашними кошками и собаками, вы можете убедиться в том, что они с интересом изучают любой новый, необычный предмет, попавший в их поле зрения. Это эволюционно обоснованно: кто больше знает об окружающем мире, у того больше шансов выжить. Человеку с его более развитой нервной системой, любопытство свойственно в еще большей степени, чем другим животным. Появление речи и накопление знаний в форме рассказов, а затем – мифов, превратило исследование окружающего мира в систематическую деятельность, которой в будущем предстояло стать наукой.

Человек, в отличие от других животных, обладает очень специфическим орудием (и оружием) – сочетанием высокоразвитого интеллекта, бинокулярного цветного зрения и рук, приспособленных для изготовления и использования разнообразных инструментов. Это сочетание - наиболее эффективное из всех биологических орудий, возникших в ходе эволюции. Оно развивалось так быстро, что ограничивающие этические инстинкты не успевали за ним. Всего за миллион лет (ничтожный срок для биологической эволюции) палеоантропы стали наиболее опасными хищниками на планете. В художественной литературе и кино доисторический человек часто показан, как несуразное, беззащитное и вечно испуганное существо – что совершенно не верно. Даже примитивное (на наш взгляд) первобытное оружие – копья и стрелы с каменными и костяными наконечниками, ловушки, огонь и отравленные иглы - сделало человека сильнее, чем саблезубые тигры и пещерные медведи. В природе не нашлось ни одного животного, на которое наши предки не могли бы охотится. Поскольку некоторые племена до сих пор живут в каменном веке, мы знаем, как это происходило на заре человеческой истории. Примечательно, что на некоторых территориях все крупные хищники исчезали всего за несколько тысяч лет после того, как туда проникал самый опасный хищник - первобытный человек.

С самого начала своей биологической истории человек использовал свой высокоразвитый интеллект не только для самостоятельных изобретений, но и для копирования полезных приемов поведения других коллективных хищников: волков и диких собак. Эти существа более 100 тысяч лет назад стали первыми домашними животными, поскольку людям было проще всего найти с ними взаимопонимание. Наверное, каждый из вас наблюдал поведение собак в обществе людей и мог убедиться, как легко собака встраивается в человеческую кампанию. Как правило, и мы хорошо понимаем, чего она хочет, и она понимает, чего хотим мы. С ближайшим диким сородичем собаки - волком – связано больше легенд, чем с каким-либо другим существом. Этика в волчьей стае достаточно поучительна. Так, в драках волков при дележе добычи или из-за самки, никогда не переходятся некоторые границы. Взрослый волк может легко убить своего сородича, но этого не происходит благодаря особым ограничениям, принятым в стае.

Быстро развивающийся человеческий интеллект, создавая все новые средства защиты и нападения, должен был одновременно создавать и механизмы сдерживания – иначе весь этот арсенал стал бы использоваться в конфликтах соплеменников. Так рефлекторные правила сдерживания, свойственные всем стайным хищникам, дополнились у человека правилами морали, которые передавались из поколения в поколение путем воспитания и подражания старшим. Усложнялись не только новые средства защиты и нападения, но и организация быта и хозяйства. Здесь тоже требовались более сложные правила поведения, чем у других животных. Разделение функций охотников, рыболовов, ремесленников, домохозяек и воспитателей вызвало появление гибких моделей общественных отношений. Как появляется разделение функций можно увидеть на нашем собственном опыте: когда кампания выезжает на пикник на природу, все довольно быстро договариваются о том, кто будет ставить палатки, кто пойдет за дровами, кто будет разводить костер, кто ловить рыбу, кто – готовить, и т.д. Способность изобретать и реализовывать договоренности такого рода называют разумным кооперативным поведением.

По мере развития хозяйства и ремесел, особую роль стало приобретать старшее поколение, которое накапливало и передавало опыт, знания и навыки. В первобытную эпоху не было других способов передачи знаний, кроме личного примера и устных рассказов. Пожилые люди передавали свой жизненный опыт путем историй о своей жизни и жизни своих отцов, дедов и так далее. Конечно, в этих рассказах что-то было упрощено, а что-то приукрашено, как в современных рыбацких или охотничьих байках, но были в них и практически важные знания. Так появились мифы, содержащие художественный вымысел вперемежку с объективным опытом поколений.

Конечно, слушателями запоминалось далеко не все, что рассказывалось. От длинного красочного повествования оставались только самые яркие и емкие формулировки.
Не случайно древнейшей формой запоминания правил поведения, полезных для общества (общины, племени) стали афоризмы (краткие изречения, обычно состоящие из 3 – 7 слов).
Афоризм - это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, отточенной форме, с меткой выразительностью и оригинальностью. Афоризмы, вероятно, распространились в эпоху, когда люди только осваивали оседлый образ жизни и еще не разработали письменность. С появлением письменности афоризмы не утратили своего значения – их краткость была удобна не только для запоминания, но и для записи самыми примитивными средствами.

В традиции афоризмов правила этики, правила рассуждений, правила хозяйственной деятельности и представления о природе не разделялись, а выступали, как единое целое.
Даже многие веков спустя, в античной философии VI – I в. до н.э., этика представлялась единым целым с естествознанием, психологией, историей, обществоведением и правом.

Многие афоризмы, придуманные в незапамятные времена и записанные 2 – 2,5 тысячи лет назад, поучительны и в наши дни. Например: «Практика – лучший наставник в любых делах» или «Ошибаться свойственно человеку, но глупо упорствовать в ошибке». История афоризмов неотделима от истории общества и от развития норм права.

Согласно одному старому афоризму: «Право - наука о том, что хорошо и справедливо», согласно другому, не менее старому афоризму: «право диктуется разумом».

Обычное право появилось само собой, в ходе повседневной жизни общества, из-за необходимости строить взаимоотношения между людьми разумно, устойчиво и, по возможности, без излишних ссор и обид. Оно оперирует простыми представлениями, заложенными в человеческой психике, и естественными интересами людей.

Что не запрещено явно, то разрешено.
Чья выгода, того и риск.
Товар стоит столько, за сколько его можно продать.
Работник трудится, если наниматель платит.
Тот, кто платит слишком поздно – недоплачивает.
Только то наше, что наше по вычету долгов.
Тот виноват, кто вмешивается в дела, его не касающиеся.
Тот, кто пользуется своим правам, не нарушает ничьего права.

Обычное право поддерживается самим обществом - поскольку оно удобно и привычно для большинства, и поскольку оно основано на практическом опыте многих поколений (т.е. на обычае, привычке жить определенным образом).

Еще один античный афоризм гласит: «В собственном деле никто не может быть судьей».
Поскольку общественная жизнь никогда не обходится без конфликтов, чтобы разбирать их непредвзято, люди придумали назначать независимых судей, или арбитров. Естественно, появились афоризмы и для судей:

Прежде чем судить – пойми.
Сомнение толкуется в пользу обвиняемого.
Пусть наказание будет соразмерно преступлению.
Кто щадит виновных, тот наказывает невиновных.
Никого нельзя судить за одно лишь намерение.

Шли столетия, хозяйственная жизнь усложнялась, торговые и производственные связи стали выходить далеко за пределы отдельной человеческой общины с устоявшимися обычаями. В таких условиях требовалось уже специально договариваться о формальных нормах права, которые были бы признаваемы всеми участниками отношений, независимо от местных обычаев. Впервые такая потребность возникла в Римской республике, в середине V в. до н.э., когда несколько разных племен объединились в Латинский союз.

Около 450 г. до н.э. 10 наиболее авторитетных знатоков обычаев и философии, составили свод правил, который вошел в историю, как «Законы двенадцати таблиц» (Leges duodecim tabularum). Законы двенадцати таблиц содержали правила судебного разбирательства по уголовным и гражданским делам, правила деятельности полиции, принципы разделения административной и судебной власти. Эти законы регулировали также семейное право, землевладение и домовладение. В них закреплялась неприкосновенность частной собственности и свобода договора, а также определялись различные виды сделок: купля-продажа, мена, займ, аренда и многие другие. Хотя впоследствии эти законы подвергались изменениям и дополнениям, многие их положения сохранились в европейском праве до наших дней – вот насколько добросовестно и ответственно был выполнен этот труд.

Может показаться, что с возникновением писаных законов, т.е. формального права, у людей исчезла необходимость следовать этическим (моральным, нравственным) нормам.
На самом деле – ничего подобного.
Вот еще один древний афоризм: «Что пользы в законах там, где нет нравственности».

Казалось бы, парадокс: законы созданы, чтобы не зависеть от этических представлений, которые могут сильно различаться в разных общинах и местностях. Но при этом законы не работают в отсутствии некоторых основ этики, поскольку безнравственными судьями закон будет применяться превратно, а безнравственность общества приведет к тому, что превратное применение закона будет не только одобряться, но и оплачиваться взятками.

Еще один парадокс: в каждом конкретном случае кто-то получает выгоду от судебной несправедливости, но такая несправедливость в итоге окажется невыгодна всем, т.к. разрушит нормальные экономические отношения в обществе и лишит людей возможности нормально трудиться, заниматься бизнесом и обеспечивать свое благосостояние.

Как разрешить эти парадоксы наилучшим образом? Опыт подсказывает нам, что в жизни лучше всего руководствоваться теми знаниями и принципами, которые уже показали свою значимость и достоверность в быту, производстве и организации общества. Практически полезные знания о природе и о человеке имеют один и тот же источник: естественные и точные науки. Именно поэтому мы изучаем натуралистическую (естественнонаучную) этику, а не какую-либо иную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: