Подсистем духовной культуры общества в целом

􀁡

􀀉 Словарь ключевой терминологии. Нравственный идеализм. Соборность,

духовность, благодеяние, милосердие, душевность, добродушие.

Бережливость и расточительность, трудолюбие и праздность (леность).

Нравственный идеализм – вера человека в существование в этом мире чего-

то совершенного, непоколебимого, святого. Идеализм противостоит

материализму, меркантилизму, прагматизму (выгоде).

Люди позитивных умонастроений склонны идеализировать

действительность: выдавать желаемое за действительное. Но мир не идеален

и не порочен, но в нём есть и то и другое.

Например, люди высоких духовных ориентиров высший

этнопсихологический идеал «видят» и предполагают в росте духовной

культуры и соборности россиян.

Соборность – чувство единства нации в языке, религии (вере), культуре, в

патриотизме. Но соборность проявляется у одних всегда, у других в

экстремальных ситуациях, у третьих соборность вызывает – иронию.

Культурная личность свободна в выборе своих нравственных идеалов.

Личности и обществу нужны позитивно-организационные и

воспитательные идеалы. При всей своей отвлечённости социально-

нравственный идеал обладает созидательно-организационной силой

воздействия на сознание личности и масс. Идеалы ведут и направляют

людей к созидательному добру.

Но нравственный идеализм в системе реакционных, религиозных или

политических догм весьма опасен.

Поэтому нравственно мыслящая личность должна осознавать степень добра

и зла, заключённого в рамкам того или иного «нравственного идеала».

Но есть абсолютные, непреходящие морально-этические идеалы как

религиозно-конфессионального характера (не убей, не кради, возлюби

ближнего и др.) так и светского характера (всё прекрасное в этом мире

достойно адекватного отношения к себе). Ноздрёв - человек без этических

идеалов – нравственно ограничен. Манилов - человек с поверхностным

представлением о нравственных идеалах мечтатель-утопист. Чичиков -

лицемерный рационалист-прагматик, приспособленец, казнокрад.

Обществу нужны стабильные этические идеалы как светского, так и

религиозного характера, как национального, так и общечеловеческого

содержания.

Люди, нарушающие общественные идеалы подвергаются социальному

осуждению. Люди, преступно разрушающие общественные идеалы (как

вандалы) осуждаются с позиции нормативных принципов Конституции и

правовых законов общества (Уголовный кодекс, Гражданский кодекс).

СОЦИАЛЬНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ свидетельствует о

тяготении большинства людей к таким этическим сущностям как:

удовольствие, польза, справедливость, милосердие, прагматика милосердия,

совершенствование и др.

Удовольствие – чувство и переживание, сопровождаемое удовлетворением

потребности или интереса.

(Аристотель. Никомахова этика. Эвдемова этика.

З.Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. Психология

бессознательного. - М., 1989. – С. 382-424).

Польза – положительная ценность сказанного, сделанного, приобретённого.

Жизненный принцип: Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – нормативный принцип регулирования

взаимоотношений между людьми. Справедливость распределительная и

воздающая. Справедливость как мечта о равенстве.

(Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1988.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Соловьёв В.С. Оправдание добра.)

Милосердие – гуманизм, человеколюбие, по заслугам, по убеждению, по

направлению души и сознания. Трудность бескорыстного милосердия.

Милосердие как прощение.

(Юркевич П.Д. Мир с ближними как условие христианского общежития//

П.Д. Юркевич. Философские произведения. – М., 1990.

Прагматика милосердия – любовь к ближним и «любовь к врагам». Дарить

благо и принимать чужое бремя. (Л. Андреев. «Правила добра»).

(Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992. – С. 208-261).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - цель и путь осознанного и упорядоченного

саморазвития личности и общества. Самосовершенствование физическое,

моральное, духовное, интеллектуальное.

(Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. –М., 1981. – С.336-359.

Карсавин В.С. О личности. –М., 1992.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.)

ЭВТАНАЗИЯ (легкая, приятная) смерть – принцип узаконенного

прекращения жизненного процесса для тяжело больных людей.

Традиционное милосердие и эвтаназия в медицинской практике

некоторых стран.

(Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы//

Вопросы философии. –1994. № 3.

Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия. Этическая мысль. Научно-

публицистические чтения. 1990. – М., 1990.

Фут Ф. Эвтаназия//Философские науки. 1990. № 6.

Эвтаназия//А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика. - М., Гардарика, 1998. – С.

433)

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. Историческая социология смертной казни.

Этические аргументы «за» и «против» смертной казни в в Российском и

мировом законодательстве.

Когда бывает «воспитательное» (или иное) насилие во благо?

Должно ли быть «добро с кулаками» во имя защиты идеалов добра?

Насилие и государство = норма или парадокс?.

Государство и ненасилие = норма или парадокс?

Всегда ли цель оправдывает средства?

(Смертная казнь: за и против/ Сост. О.Ф. Шишов, Т.С. Парфёнова. –М., 1989.

Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. –М., 1995.

Ненасилие: философия, этика, политика. –М., 1993.

Опыт ненасилия в ХХ веке: Социально-этические очерки. –М., 1996.

Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. –М., 1992.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Как вы понимаете значение такого этического понятия как «нравственный

идеализм»?

Как вы понимаете значение терминов (понятий): духовность и соборность?

Каково место идеала в системе морали?

В чём выражается абсолютность и идеальность морального идеала?

Что такое удовольствие?

Что такое польза и добродетель?

Как вы понимаете значение термина милосердие?

Что общего и отличительного в понятиях милосердие, гуманизм, любовь?

Литература

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. –472.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.

Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М. -

«Норма», 1999. -320 с

Кант И. Основы метафизики нравственности. – М., 1965.

Кондрашов В.А. Этика. – М.: Школа-Пресс__________, 1999.

Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. – С. 275-323.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. – М., 1090.

Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории

(Краткая повесть об Антихристе)//Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. – М, 1988. Т.2 –

С. 736-761.

Соловьёв Э.Ю. Личность и право/ Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас:

Очерки по истории философии и культуры. – М.: 1991, -С.403-431.

Франк С.Л. Крушение кумиров// Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. – С.144-

161.

Фромм Э. Ситуация человека – путь к гуманистическому психоанализу//

Проблемы человека в западной философии. – М., 1988. –С.443-482.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Швейцер А. Культура и этика//Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

(Дополнительные материалы к теме № 6)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: