Картина трагического содержания «Суд императора Оттона: испытание

огнём» (1473-1475). Суть трагедии на этом полотне заключается в том, что

император Оттон по наговору своей жены приказал обезглавить одного из

своих верноподданных, но его жена доказала невинность убиенного и тогда

ради торжества справедливости император приказывает предать огню

виновницу трагедии – свою жену. Т.е. одна трагедия породила другую.

Виды и типы трагедий:

-Трагедия «оптимистическая» и «пессимистическая».

-«Трагедия в жизни (историческая, документальная, бытовая) и в искусстве».

- Классическая трагедия. Мифологическая трагедия. Библейская трагедия.

Трагикомедия. Трагифарс.

- Трагедии ситуативные (по рассеянности, глупости, по амбициозности).

- Трагедии фатальные (роковые, предначертанные, неизбежные).

- Причины, мотивы трагедии. Протекание (движение) трагедии. Проявление

характера, поведения в трагедии жертвы и её гонителей и палачей. Какие

выводы следует извлечь из трагедии? Чему учит трагедия? Как можно

избежать трагедии и трагедийных ситуаций?

(См. А.Ф.Лосев. Трагическое//Философская энциклопедия. Т.5.

Н.А.Бердяев. К философии трагедии)

КОМИЧЕСКОЕ - отражение смешных противоречий действительности в

формах словесного, мимического, графического или иного искусства.

Согласно нормам благородной морали высокочтимые патриции имели право

смеяться только над пороками. Христианская мораль накладывает табу.

Нельзя смеяться над Богами, учителями, родителями, больными, над

человеческими гениталиями, нельзя смеяться над чужим языком, чужой

культурой и т.д.

Отцом греческой комедии был драматург Аристофан. Он высмеивал

жадность (алчность), злость, чревоугодие, лень, высокомерие (надменность),

эгоизм, зависть и др. человеческие пороки. Комическое должно служить

осмеянию пороков, но встречается и противное "черный юмор". Формы

выражения комического в искусстве: юмор, сатира, ирония, сарказм.

(См.: Карасёв Л.В. Парадокс о смехе/Квинтэссенция: Философский __________альманах. –

М., 1990.

Карасёв Л.В. Мифология смеха// Вопросы философии. 1991. № 7.

Бергсон А. Смех. –М., 1992.

Мукаржовский Я. Комическое// Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и

теории искусства. –М., 1994.

Юмор (лат. Humor - влага) - особый вид комического, способный вызвать

незлобную добродушную улыбку по поводу человеческой глупости, суете и

следования порокам.

(Философская притча П. Валери «Изумлённый ангел». Ангел пытается

понять почему и над чем смеются люди: почему они не всегда смеются или

почему вовсе не обходятся без смеха.)

ЮМОР в русском фольклоре. Смешное и пошлое в фольклоре.

Социальный смех – это некий общественный жест (эмоциональная реакция),

которым (которой) подчёркивается или пресекается рассеянность или

порочность людей или событий (действий).

(См. Французский философ-интуитивист, лауреат Нобелевской премии по

литературе (1927) А. Бергсон «Смех». «Смех, управляемый умом совести

исправляет и совершенствует общественные нравы».)

Изначально творцами юмора и сатиры являются безымянные созидатели

народного фольклора. В сказках, анекдотах потешках, частушках находим

культуру народного восприятия и отражения смешного. Культуру народного

смеха несли в массы потешники, бахари, скоморохи, ряженые. Это -

Петрушка, Иван Дурак, Хитрый Пётр, Пульченеле, Ходжа Насреддин, Алдар

Косе, Апенди (Афанди) и другие персонажи и авторы народного юмора.

Сатира (лат. Satira - смесь) - жесткая, уничтожающая критика пороков,

нелепостей и противоречий. Сатира – яростный смех против людских

пороков. Образцы художественной сатиры создали в искусстве Гораций,

Ювенал, Апулей, Лукиан, У. Шекспир, Эразм Роттердамский, Мигель

Сервантес, Франсуа Рабле, Мигель де Сервантес, Шарль де Костер, Дж. Свифт,

Вольтер, Э. А. Гофман, Чарльз Диккенс, Бернард Шоу, Джером К. Джером,

Анатоль Франс, К. Чапек, Я. Гашек и др. Мастера юмора и сатиры в русской

изящной словесности: А.Д. Кантемир, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.С.

Грибоедов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А. Аверченко,

В.В.Маяковский, М.А. Булгаков, Илья Ильф, Евг. Петров, М. Зощенко, М.А.

Шолохов, Евг. Шварц, С.В. Михалков, В. Войнович, Гр. Горин, Ар. Арканов и

др.

Мастера юмора и сатиры в кино (Чарли Чаплин, Макс Линдер, Луи де Финес,

П. Ришар и др.

Мастера юмора и сатиры в русском кинематографе И.В. Ильинский, В.

Марецкая, И. Олейников, Б. Чирков, Э. Гарин, О. Табаков, М. Пуговкин, Ю.

Никулин, Филиппов, Вицин, Моргунов, С. Крамаров, Андрей Мирорнов и др.

Мастера эстрадного юмора и сатиры: А.И. Райкин, Штепсель и Тарапунька

(Тимошенко и Березин), Л.Б. Миров и Новицкий, Миронова и Менакер, Е.В.

Петросян, В. Задорнов, А. Трушкин, К. Новикова, Г. Хазанов, М. Евдокимов м

др.

Смешное и комическое в сценических пародиях.

Клоуны в цирке: «Белый и рыжий», Карандаш, Ю. Никулин, В. Шуйдин и др.

Смешное в живописи, в графике, в карикатурах, в шаржах О.Домье, Жана

Эйфеля, Б. Ефимова, Кукрыниксов и др. художников.

Сарказм (греч. Sarkasmos - язвительная насмешка). Художественные образцы

сарказма в литературе создали А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-

Щедрин, В.Маяковский, А.Твардовский, Ф.Рабле, Дж.Свифт, А.Франс, Т.Манн.

Ирония (гр. Eironeia - притворство) - скрытая, притворная усмешка,

рассчитанная на двусмысленное толкование сказанного. Художественные

мастера иронии Аристофан, Лукиан, Ф.Шлегель, А.Блок, А.Франс, Б.Шоу,

Б.Брехт, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, В.Маяковский, И.Г.Эренбург,

И.Ильф, Е.Петров, М.Зощенко, М.Булгаков.

s КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Что такое эстетическая категория?

Какие эстетические категории вам известны?

Как можно определить эстетическое содержание прекрасного и безобразного?

Что включает в себя эстетическое понятие красивого и некрасивого?

Может ли безобразное, уродливое быть предметом искусства?

Почему негативные образы могут быть предметом искусства?

Всегда внешне негативный образ (Гадкий учтёнок, Квазимодо, Эзоп и др.)

столь же безобразен внутренне?

Как вы понимаете содержание эстетических категорий возвышенное и

низменное?

Что такое трагедия? Как вы понимаете значение термина катарсис?

Над чем можно (этично) и над чем нельзя смеяться?

􀀕 􀀋 Литература.

Крутоус В.П. Категории прекрасного и эстетический идеал. –М., 1985.

Худушин Ф.С. Эстетический идеал. –М., 1985.

Шепетис Л.К. Человек и эстетическая среда. –М., 1985.

Шестаков В.П. Эстетические категории. –М., 1983.

Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А. Радугин. -М.:

Центр, 1998. - 240 с.

Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. –М., 1989.

Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси. –Л.: Наука, 1984.

Скатерщиков В. Об эстетическом вкусе. –М.: Знание, 1974.

Коган Л.Н. Художественный вкус. –М., 1966.

Столович Л.И. Красота. Доброта. Истина. Очерки эстетической аксиологии. –

М., 1994.

_ТЕМА 4. ЭСТЕТИКА ИСКУССТВА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.

Зарождение искусства в человеческом сознании обнаруживается на заре

человеческой цивилизации. Человек мыслящий видит и воссоздаёт

художественные образы видимого мира в пещерах на камне. По мере

совершенствования сознания и трудовых технологий совершенствуются

формы, сущность и функции искусства.

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИКИ ИСКУССТВА - развлекая обучать, обучая

развлекать и будить мысль и сознание к новым уровням совершенства. У

художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в

себе особенности типического и единичного, идеального и порочного в

зависимости от задач, которые ставит перед собой творец искусства или

импровизатор.

В художественном творчестве проявляется авторское мастерство,

гениальность, талант или заурядность. Творческий процесс начинается с

вдохновения, замысла, творческого озарения и завершается исполнением того

или иного произведения. В завершённом образце искусства (в картине,

скульптуре и т.д.) проявляется авторский стиль, манера, следованием старым

традициям или поиск и открытие оригинального новаторства.

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИКИ:

1. Визуальная функция искусства. Наблюдение – наслаждение зрительными

образами искусства (пейзаж, натюрморт, портрет и т.д.). В основе

эстетического восприятия лежит человеческая способность реагировать на

красоту, распознавать её в действительности.

2. ФУНКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ ИСКУССТВА.

3.. Фоно-лексико-семантическая (звуко-словесно-понятийная) функция

искусства. Прослушивание и наслаждение художественным чтением или

пением (бас, тенор, сопрано, фальцет, хор).

3. Воспитательная, развивающая функция искусства. («Полное отсутствие

добра и истин в искусстве равносильно отсутствию искусства» Шарль

Бодлер (1821-1867)- французский поэт и критик.

4. Суггестивная (убеждение), гипноз художественно-эстетическими

средствами искусства.

5. Коммуникативная функция искусства.

(См. Нечкина М.Ф. Функция художественного образа в историческом

процессе.- М., 1982).

Но английский прозаик и драматург Оскар Уайльд (1854-1900) заявлял:

«Художник не моралист. Морализаторство рождает непростительную

манерность стиля. Искусство, как зеркало отражает того, кто в него смотрится,

а вовсе не жизнь...» Но это ещё не означает, что искусство ничему не учит. Оно

учит того, кто желает совершенствоваться. Например, итальянский художник

эпохи Возрождения Антонио Поллайло на картине «Муки святого

Себастьяна» (1475 г.) без манерности и морализаторства показал силу воли

человека, умирающего, но не изменяющего вере Христовой.

Тоже самое находим в аналогичном сюжете другого итальянского

художника Антонело да Мессина «Святой Себастьян» (1476). Язычники

стреляют в его тело из арбалетов, причиняя ему множество страданий, чтобы

он (Себастьян) отрёкся от веры в Христа. Прохожие равнодушно взирают на

муки праведника. Стоик Себастьян просит у Бога сил для того, чтобы достойно

принять мученическую смерть, но не предать идеалы христианства. Для кого-

то такая позиция – фанатизм, для кого-то – утопия ради утопии, но любовью и

верой держится истинная жизнь праведников на земле. Не живет село (город)

без таких праведников, как Себастьян, Сергий Радонежский, Серафим

Саровский и др.

6. Организующая (собирательная, объединяющая, систематизирующая)

функция искусства.

7. Образовательная функция искусства.

8. Информационно-справочная функция искусства

9. Познавательная функция искусства. Искусство, содержащее тайны, секреты

и ответы помогает познавать мир образов и образы мира.

Питер Брейгель на картине «Падение Икара» (1567) в подтексте дал

понять зрителю, что не все великие дела, происходящие на земле, а тем более

в небесах люди замечают и понимают должным образом. Плуг оставляет

заметный след на пахоте, а плуг судьбы не оставляет зримых отметин, но

оказывает более существенное влияние на всё материальное.

10. Гедонистическая (наслажденческая) функция искусства.

Высокое искусство дарит высокое духовно-нравственное и

интеллектуальное наслаждение от приобщения к красоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: