(См.: Н.М.Инюшкин. Ступени познания прекрасного. Пенза, 1990).
КАЛОКАГАТИЯ (греч. Kalokagathia- от kalos - прекрасный и agathos -
хороший, нравственно совершенный) – гармония внутреннего и внешнего
содержания, которая является условием красоты человека. Греческий мудрец
Солон утверждал: «Прекрасные нравы (калокагатия) вернее клятвы». Философ
Биант ограничивал калокагатию внешним зеркальным отображением
прекрасного. Но внешняя красота не передаёт внутренней красоты.
КРАСИВОЕ и НЕКРАСИВОЕ.(Например, Белоснежка и семь гномов).
ПРЕКРАСНОЕ и УРОДЛИВОЕ (Например, красавица цыганка Эсмеральда и
Квазимодо в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
ГРАЦИОЗНОЕ и УРОДЛИВОЕ.
(Например, Гадкий утёнок и прекрасный лебедь).
Грация (лат. gratia – прелесть, изящество) – разновидность прекрасного в
движениях красоты. Н-р, Грациозный лебедь, грациозная балерины, Танцуют
три грации.
В искусстве понятие грация может быть приложимо к танцорам, к движению
звуков в музыке, к движению мысли и художественных образов в поэзии и
|
|
т.д.
Уродство – асимметричность, нарушение форм гармонии; противоположная
сторона грациозности.
Например, Нидерландский художник эпохи Возрождения Иеронимус Босх
на полотне «Несение креста» (1510 г.) изобразил лик праведника Иисуса
Христа в окружении физических и моральных уродов.
ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ.
Рафаэль Санти. «Афинская школа». Фреска Станца делла Сеньятура в
Ватиканском дворце (1509-1511). Учёные мужи (разных времён)
размышляют о прекрасном и возвышенном, полезном и рациональном.
Возвышенное наблюдается в природе и в обществе. Возвышенное - это
благородное, героическое, достойное восхищения, уважения, подражания и
любви.
Чувство возвышенного, прекрасного воспитывается дома, в школе, в театре, в
музеях, картинных галереях в общении с людьми, достойными уважения.
Возвышенное мышление, поведение является педагогическим образом
воспитания на примере подобного.
Низменное (подлое, гадкое, мерзкое, пошлое) осуждается, а возвышенное
облагораживается, морально поддерживается здоровым большинством в
обществе.
ЭСТЕТИКА ГЕРОИЧЕСКОГО И ТРУСЛИВОГО.
Герой прекрасен и приятен, а презренный трус жалок и отвратителен.
Пример героя зовёт на подвиг. Трус умирает тысячу раз, а герой - один раз, но
жизнь и смерть героя достойны памяти и уважения.
(Д. Бруно. О героическом энтузиазме. – М., 1953).