Безобразное - антипод прекрасного

(См.: Н.М.Инюшкин. Ступени познания прекрасного. Пенза, 1990).

КАЛОКАГАТИЯ (греч. Kalokagathia- от kalos - прекрасный и agathos -

хороший, нравственно совершенный) – гармония внутреннего и внешнего

содержания, которая является условием красоты человека. Греческий мудрец

Солон утверждал: «Прекрасные нравы (калокагатия) вернее клятвы». Философ

Биант ограничивал калокагатию внешним зеркальным отображением

прекрасного. Но внешняя красота не передаёт внутренней красоты.

КРАСИВОЕ и НЕКРАСИВОЕ.(Например, Белоснежка и семь гномов).

ПРЕКРАСНОЕ и УРОДЛИВОЕ (Например, красавица цыганка Эсмеральда и

Квазимодо в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)

ГРАЦИОЗНОЕ и УРОДЛИВОЕ.

(Например, Гадкий утёнок и прекрасный лебедь).

Грация (лат. gratia – прелесть, изящество) – разновидность прекрасного в

движениях красоты. Н-р, Грациозный лебедь, грациозная балерины, Танцуют

три грации.

В искусстве понятие грация может быть приложимо к танцорам, к движению

звуков в музыке, к движению мысли и художественных образов в поэзии и

т.д.

Уродство – асимметричность, нарушение форм гармонии; противоположная

сторона грациозности.

Например, Нидерландский художник эпохи Возрождения Иеронимус Босх

на полотне «Несение креста» (1510 г.) изобразил лик праведника Иисуса

Христа в окружении физических и моральных уродов.

ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ.

Рафаэль Санти. «Афинская школа». Фреска Станца делла Сеньятура в

Ватиканском дворце (1509-1511). Учёные мужи (разных времён)

размышляют о прекрасном и возвышенном, полезном и рациональном.

Возвышенное наблюдается в природе и в обществе. Возвышенное - это

благородное, героическое, достойное восхищения, уважения, подражания и

любви.

Чувство возвышенного, прекрасного воспитывается дома, в школе, в театре, в

музеях, картинных галереях в общении с людьми, достойными уважения.

Возвышенное мышление, поведение является педагогическим образом

воспитания на примере подобного.

Низменное (подлое, гадкое, мерзкое, пошлое) осуждается, а возвышенное

облагораживается, морально поддерживается здоровым большинством в

обществе.

ЭСТЕТИКА ГЕРОИЧЕСКОГО И ТРУСЛИВОГО.

Герой прекрасен и приятен, а презренный трус жалок и отвратителен.

Пример героя зовёт на подвиг. Трус умирает тысячу раз, а герой - один раз, но

жизнь и смерть героя достойны памяти и уважения.

(Д. Бруно. О героическом энтузиазме. – М., 1953).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: