Финансовая деятельность государства – деятельность органов управления государственными, территориальными и корпоративными финансами, в результате которой реализуется распределительная и контрольная функции финансов и происходит межнациональное, межтерриториальное распределение финансовых ресурсов.
Финансовая система Республики Беларусь представляет собой совокупность звеньев, взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.
Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих звеньев:
1) финансов Республики Беларусь - совокупность денежных средств, право формирования и использования которых принадлежит республиканским органам государственной власти и управления. Они включают: республиканский бюджет, республиканские внебюджетные фонды и другие денежные фонды. Они являются централизованными денежными фондами, ежегодно имеют свою особую структуру (республиканский бюджет; фонд социальной защиты населения; содействия занятости; поддержки производителей сельхоз продукции; фонд валютных средств);
|
|
2) финансов местного самоуправления и управления - совокупность денежных фондов, создаваемых по решениям органов местного самоуправления и управления. Включают местные бюджеты и внебюджетные фонды;
3) республиканского бюджета - из него финансируются расходы, имеющие общегосударственное значение. Доходная часть формируется за счет государственных налогов, сборов и других источников;
4) местных бюджетов - совокупность областных, городских, районных бюджетов и бюджетов сельских и поселковых Советов депутатов. Они самостоятельны, бюджеты нижестоящих территорий не включаются в бюджет вышестоящего территориального уровня;
5) республиканских внебюджетных фо ндов - Фонд социальной защиты населения; Фонд содействия занятости населения;
6) местных внебюджетных фондов;
7) финансов государственных предприятий и отраслей - являются источником для образования денежных ресурсов всех звеньев финансовой системы. Заключают в себе денежные фонды, созданные на предприятиях в целях обеспечения непрерывности производства и удовлетворения социальных потребностей членов. К ним относятся: стоимость основных фондов, оборотные средства, амортизационные отчисления, средства на счетах и в расчетах, кассах;
8) имущественного и личного страхования – создаются для возмещения юридическим и физическим лицам ущерба, причиняемого природными катаклизмами и несчастными случаями;
9) государственного и банковского кредита - несбалансированность расходных и доходных частей бюджета обусловливает необходимость привлечения для финансирования дефицита бюджета как внутренних, так и внешних источников. Возрастает значение государственного кредита как звена финансовой системы. Ими являются денежные средства юридических и физических лиц;
|
|
10) бюджетов свободных экономических зон;
11) бюджета союза Республики Беларусь и Российской Федерации;
12) консолидированного бюджета Республики Беларусь;
13) консолидированных бюджетов административно-территориальных единиц.
Финансовая система как совокупность финансовых органов Республики Беларусь представлена органами и кредитными учреждениями, осуществляющими непосредственную финансовую деятельность государства. В Республике Беларусь финансовую деятельность осуществляют органы общей компетенции (Национальное Собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь) и специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является исключительной (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.).