Механизм регулирования занятости населения

Сближение спроса и предложения на рабочую силу, сниже­ние безработицы и повышение занятости населения неразрыв­но связаны с механизмом ГР рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психо­логических мер.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере в 2011-2015 годах является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя их поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

создание новых рабочих мест в наукоёмких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

При этом основная цель – не просто обеспечить граждан РБ рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Важнейшими принципами ГР занятости являются:

· равные стартовые возможности для всех граждан стра­ны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;

·обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;

·обеспечение трудовой мобильности;

·государственные гарантии рабочим и безработным, со­циальная защита;

· единонаправленность и координация политики занято­сти с экономической и социальной политикой государства, проф­союзов и работодателей с органами государственного управле­ния;

·сочетание мероприятий местных органов власти в об­ласти занятости с централизованными мероприятиями;

· межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Главные цели и задачи в области регулирования занятости должны соответствовать требованиям, установленным Между­народной организацией труда (МОТ) и Международным бюро труда (МБТ) по вопросам занятости, а также сложившимся в стране соц-эк условиям и внутреннему за­конодательству.

Меры государственного воздействия, направленные на раз­решение проблем занятости населения: расширение сфер занято­сти, сохранение рабочих мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т.д. Они делятся на активные и пассивные.

Активные меры направлены на решение проблемы безработи­цы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, об­щественные работы, субсидирование, льготное налогообложе­ние, кредитование, льготы по обеспечению материальными ре­сурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабо­чего времени и т.д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.

К активным мерам ГР от­носятся и те, что приводят к сокращению предложения рабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.

В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуа­ции активные меры могут обеспечить сокращение спроса на рабочую силу (налог на использование трудовых ресурсов, вып­латы за прием на работу и др.) и увеличение предложения рабочей силы.

К пассивным мерам ГР от­носятся ассигнования на выплату пособий по безработице, час­тичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пас­сивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы соци­ального страхования и вспомоществования.

Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным бо­лее чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Стра­ховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в ви­де помощи (пособия, выплаты).

Регулирование рынка труда, занятости населения в Рес­публике Беларусь осуществляют Министерство труда и соци­альной защиты и входящие в его структуру гос служба занятости Беларуси, гос инспекция труда и гос миграционная служба.

гос служба занятости включает в себя: Глав­ное управление политики службы занятости Министер­ства труда и социальной защиты; управления областных служб занятости; городские и районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости; информационные цен­тры по профессиональной подготовке, повышению квалифика­ции и переподготовке безработных, их филиалы.

Основными направлениями регулирования занятости в Рес­публике Беларусь являются:

оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;

профессиональная подготовка и переподготовка неза­нятого населения, совершенствование системы профессиональ­ной ориентации;

бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоус­тройства граждан, не способных на равных условиях конкури­ровать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств Госу­дарственного фонда занятости;

развитие информационно-справочной сети, обеспечи­вающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и заня­тости населения в республике:

создание рабочих мест в перспективных конкуренто­способных отраслях и в сфере обслуживания населения и про­изводства;

эффективная поддержка малого и среднего пред­принимательства;

развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народ­ного хозяйства и структурной перестройкой экономики;

фор­мирование мотивационных стимулов к труду;

углубление и расширение социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (посо­бия, льготы, общественные работы, квота для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

совершенствование налогообло­жения предприятий, создающих новые рабочие места.

Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является гос программа содействия занятости населения РБ, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитыва­ются на основе годового прогноза соц-эк развития РБ.

Основная цель Программыо существление практических мер, направленных на создание новых рабочих мест и обеспечение равных возможностей для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организация профессиональной подготовки и переподготовки; содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятос­ти безработных граждан; развитие системы общественных ра­бот; обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, временно потерявших работу.

На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест.

Финансовой основой осуществления мер по регулирова­нию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Фонда социальной защиты населения. Они исполь­зуются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости. Используются также и бюджетные средства.

В Республике Беларусь гос политика занято­сти, ее правовое регулирование выражены в ряде законодатель­ных актов и, прежде всего, в Конституции РБ и Кодексе законов о труде РБ, в Зако­нах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других.

В условиях становления рыночных отношений программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: