Образы к произведениям русской классической литературы

(вестибюль 1-го этажа)

Эпоха XIX века в России раскрыта И.С. Глазуновым через образы к произведениям русской классической литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Н.С. Лескова, П.И. Мельникова-Печерского, А.А. Блока, А.И. Куприна и других писателей. Центральное место среди них для художника занимает творчество Федора Михайловича Достоевского. В понимании Ильи Сергеевича Глазунова Достоевский – «самый оптимистичный писатель», поскольку, отражая вечную борьбу добра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны, он утверждает, что возрождение человека возможно, даже если тот «дошел до крайней черты вседозволенности». В мировоззрении Достоевского и Глазунова немало общего. Именно поэтому образы художника непревзойденны по глубине и точности выражения замысла писателя, а критики нередкого называют Глазунова «Достоевским в живописи».

Илья Сергеевич, как никто другой из современных художников, создал иллюстрации ко всем основным произведениям писателя, продолжая работу с середины 1950-х годов до наших дней. Впервые к осмыслению художественными средствами его произведений, к созданию образов «людей-идее носцев», «философских мыслеобразов», Илья Глазунов обратился в 1956 году. Еще будучи студентом, он создал графические иллюстрации к роману «Идиот»: глубокие психологические характеристики - «Князь Мышкин», «Настасья Филипповна» и «Рогожин». Образ Мышкина напоминает слова писателя о романе «Идиот»: «Главная идея – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…». В экспозиции зала представлены и новые графические композиции И.С. Глазунова, как, например, «Петербург» 2008 года.

Как разнолики создания Достоевского, так контрастны и произведения Глазунова. Художник воссоздает утонченное волшебство «Белых ночей», сумрачно-трагическую атмосферу романа «Бесы», драматизм «Преступления и наказания». Какой невыразимой силы и кротости полон образ Алеши Карамазова, одного из главных героев романа «Братья Карамазовы». Воззрения самого Достоевского, его понимание народного духа отражает мудро-просветленный лик старца Зосимы: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле».

Многогранностью образов отличается решение портретов самого Достоевского. В картинах И.С. Глазунова писатель предстает на фоне Петербурга, «умышленного города», неотделимого от его созданий, также как и от творчества И.С. Глазунова. В образах Ильи Глазунова к произведениям русской классической литературы, приобретающих вневременное звучание, поражает лаконизм исполнения и глубина трактовки, что ясно раскрывает суть происходящего с человеком, с Отечеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: