Регионализация — ориентация страны в своих внешнеэкономических связях, прежде всего, на соседние регионы (более 80% внешнеторгового оборота России приходится на соседние страны и регионы). Регионализация является базой для международной экономической интеграции. Эта категория характеризует процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 40 международных экономических объединений. На их долю приходится более 2/3 ВВП планеты, основная часть товарооборота и инвестиций. Однако из них можно выделить три основных центра интеграции: Западную Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Первый центр – европейский.Характерно бурное развитие интеграционных процессов на западе Старого континента после Второй мировой войны, когда возникли две крупные группировки: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). К середине 90-х гг. ЕЭС (с 1993 г. Европейский союз – ЕС) фактически поглотил своего конкурента – ЕАСТ, сохранившего в своем составе лишь четыре государства: Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию.
Что касается Восточной Европы, то демократические преобразования в бывших социалистических странах привели в 1991 г. к развалу существовавшего здесь с 1949 г. под эгидой СССР интеграционного блока Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Восточноевропейские государства в настоящее время проходят этап переориентации своих хозяйственных связей на западные рынки и создания новых объединений, как правило, без участия России. В 1990 г. Польша, Венгрия и Чехословакия образовали «Вышеградскую тройку», а после распада Чехословакии ее переименовали в «четверку». С 1.03.1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Вскоре к ним присоединились Румыния и Словения. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. В 2004 году все члены СЕФТА вступили в ЕС.
Второй центр – североамериканский регион. Здесь с 1.01.94 г. вступило в силу соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации (зоне) свободной торговли (НАФТА). Согласно соглашению на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины – отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается. В настоящий момент соглашение распространяется на огромную территорию с населением 430 млн. чел. и очень мощным экономическим потенциалом. Хотя еще рано говорить об эффективности деятельности НАФТА, т.к. структура организации находится в процессе становления, но следует отметить, что соглашение предусматривает отмену ограничений в торговле товарами и услугами, выработку механизма урегулирования конфликтов, либерализацию инвестиционного климата в отношении друг друга. Отличительной особенностью НАФТА по сравнению с европейской моделью является асимметричность интеграционных процессов в Северной Америке: Канада, и Мексика ориентируются преимущественно на США, и при этом слабо интегрированы между собой.
Третий центр – азиатско-тихоокеанский, который превосходит другие по размерам территории, населения и ресурсов. Однако на пути интеграции здесь стоит множество препятствий: разный уровень экономического развития стран АТР, значительные этнокультурные отличия, груз взаимных политических претензий, включая неурегулированные территориальные и конфессиональные конфликты. На сегодняшний день в бассейне Тихого океана действуют несколько крупных субрегиональных экономических группировок (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Форум Тихоокеанских островов (ФТО), Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА) и др.), что также сдерживает формирование общей организации государств, лежащих по берегам крупнейшего из океанов мира.
Наиболее успешно в данном регионе действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана 8.08.1967 г. и включает 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины; наблюдатель – Папуа-Новая Гвинея, консультативные участники – Китай, Россия.
Цель – поддержка экономического, социального и культурного сотрудничества между государствами Юго-Восточной Азии. АСЕАН стремится защищать свои коллективные интересы в ответ на создание крупных и мощных экономических группировок в развитых странах путем создания зоны свободной торговли. Основные направления деятельности АСЕАН:
· развитие сотрудничества в экономической, научно-технической, социальной и культурной областях;
· создание зоны свободной торговли;
· экономическое сотрудничество в сферах финансов, с/х, транспорта, туризма, телекоммуникаций, охраны окружающей среды.
Высший орган – собирающаяся один раз в 3 года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный Секретариат с местопребыванием в Джакарте (Индонезия).
Формально в 1989 г. была создана организация, получившая название: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяет 21 страну, которые имеют различный уровень экономического развития и соответственно неодинаковый вес в МЭО.(Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада; Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Папуа Новая Гвинея, Вьетнам; Перу, Бруней, Чили, Мексика, Россия). Россия стала челом в 1997 г., обозначив тем самым свои интересы на Тихом океане.
Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах: Брюссельский договор 1965 года, Люксембургский договор 1971 года, Единый Европейский Акт 1986 года, Шёнгенское соглашение 1990 года, Маастрихтские соглашения 1992 года, Амстердамский договор.
В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе характеризуются следующими результатами:
— ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью остаточные таможенные барьеры были отменены в 1994 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);
— установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);
— достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы;
— обеспечено проведение единой торговой политики;
— осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;
— ускорен процесс превращения национальных монополий в ТНК;
— создана валютно-финансовая система и единая денежная единица — «евро»;
— осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;
— создана, функционирует и развивается особая система права — ПРАВО ЕС; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности;
— количество членов ЕС возросло с 6 до 27 государств; сложилась система прикрепления к ЕС большой группы PC — свыше 60 государств — участников Ломейских конвенций.