Романтизм в европейском искусстве

Рубеж XVIII и XIX столетий характеризуется новым направлением в духо ной культуре -романтизмом, возникшим на почве разлада идеала и действительности. Решающую роль в его зарождении сыграли эпоха Просвещения и Французская революция. Идеи «свободы, равенства, братства» оказались утопической мечтой, а эпоха революции и десятилетняя наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией.

Все это породило настроения разочарования жизнью, пессимизма,

новую модную «болезнь» - «мировую скорбь» и нового героя, бунтующего,

не находящего себе места, обуреваемого глухой тоской, которая гонит его из края в край, из страны в страну, часто в поисках смерти.

Властителем дум в эпоху мрачной реакции стал английский поэт Джордж

Гордон Байрон (1788-1824), сумевший выразить этот надрыв.

Итак, содержанием нового романтического искусства стал бунт романтического героя против обывательщины. Этот бунт, увы, бессилен. Неприятие «вульгарной»

действительности - серой, будничной - вынуждает композитора, художника или романтического героя бежать в сферу вымысла, поэтической фантазии.

· «Бегство» совершалось в историческое прошлое, в сферу чистого вымысла или в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Эти различные пути определили и основные темы романтического искусства: историческую, фантастическую и экзотическую.

Воображение романтиков будоражила таинственность старинных замков, готических соборов, руин, рыцарей, одетых в стальные доспехи. Вместе с романтикой Средневековья воскресла и средневековая фантастика.

Архитектурные формы представляли собой невероятно увеличенные элементы

декора, и напротив - для украшения интерьеров, мебели, реликвариев был

распространен характерный прием использования форм архитектуры, В архитектуре возник неоготический стиль, первым образцом которого явился знаменитый замок Стробери-хилл,

2) Вторым способом ухода от действительности являлся чистый вымысел, создание фантастических образов, духовных видений.

Непревзойденным мастером тут стал немецкий писатель, композитор, художник Эрнст Теодор Амадей Гофман

(1776-1822).

3) Третий способ ухода романтического героя от действительности состоял в его бегстве из современного города в какие-либо экзотические страны, не тронутые цивилизацией

Этот путь романтиков впервые привел к систематическому изучению фольклора,правда, под специфическим углом зрения - как возврат к прошлому

Былины, баллады, легенды, народные песни легли в основу искусства романтизма.

Общим (частым) для романтического мироощущения и в литературе, и в музыке, и в живописи было отображение спокойной, величественной природы как контрастного фона для мятущегося героя. Их привлекают необычные природные стихии, порывы ветра, кулбящеся тучи. Например, в симфонии Г. Берлиоза «Гарольд в Италии» образ героя представлен среди ликующей, озаренной лучами солнца роскошной природы, но она лишь подчеркивает опустошенность его души. Поэтому романтическое искусство предпочитало либо ночной пейзаж – кладбищабезбрежная унылая гладь моря, седые туманы, дикие отроги скал, либо пейзаж,говорящий о былом величии, - развалины старого замка, одинокая часовенка__

Эстетизация всего грустного и печального, ушедшего безвозвратно, обусловилапоявление моды на романтические сады с руинами, водопады с стоящими поблизо-сти развалинами старинных зданий. Такие пейзажные парки зародились в Англии

В романтических парках XVIII в. специально воссозданные искусственные развалины, павильоны-руины зримо выражали идею течения времени.

В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно-политического развития страны, ее художественных традиций, психологического скла да народа, он имел свои особенности.

Художников романтиков привлекает хрупкая грань между жизнью и смертью, разумом и безумием. Если неоклассицизмы прославляли типизированного героя и восхищались им, романтики видят трагедию конкретного человека. Сама манера письма изменяется, становиться более легкая, игра с пастозными мазками, сверкающая манера.

-снимается иерархия жанров, столь характерная для классицизма.

- расширяется тематика и репертуар. Гюго: «все, что есть в жизни, есть в искусстве».

Изменяется понятие смерти. Для классицистов это некое неподвижная идеальная форма, а для романтиков – это личная трагедия живого существа.

В романтизме нет единой стилистической структуры. Это общность мироощущения, а не стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: