Применение ДИСС-15 в маршрутном полете и для захода на посадку

Аппаратура ДИСС-15 входит в навигационный комплекс вертолета Ми-8МТ и позволяет в маршрутном полете в любых метеорологических условиях определять угол сноса, путевую скорость, а также непрерывно осуществлять контроль пути по дальности и направлению с помощью индикатора координат. При этом точность измерения параметров полета значительно выше, чем при определении их другими способами. Текущие

значения угла сноса, путевой скорости и координат вертолета измеряются автоматически, используются в вычислительном устройстве аппаратуры ДИСС-15 для счисления пути по даль­ности и направлению и непрерывно выдаются на индикаторы, установленные на приборной доске летчика-штурмана. Все это дает возможность экипажу подбирать курс следования, контро­лировать и исправлять его, определять направление и скорость ветра и осуществлять выход на цель по месту и времени.

В вычислительном устройстве аппаратуры ДИСС произво­дится счисление пути по дальности и направлению путем интегрирования составляющих путевой скорости Wу и Wх по осям ортодромической системы координат, которая из-за небольшой дальности полета вертолета заменена плоской прямоугольной, что позволяет вести счисление пути без учета сферичности землипо упрощенным формулам:

Sy =Sy0 + ;

Sx =Sx0+ ,

Где Sy0 и Sx0 – начальные координаты вертолета;

Sy и Sx - текущие координаты вертолета;

Wy и Wx – проекции путевой скорости на оси координат;

t - время полета с момента начала счисления координат.

Проекции Wy и в вычислителе ДИСС определяются по данным, поступающим с курсовой системы и преобразователя координат.

Система координат, используемая в вычислителе аппаратуры ДИСС-15, ориентируется в азимуте относительно условного (опорного) меридиана, за который, как правило, принимается северное направление магнитного меридиана аэродрома вылета или цели, а также любое условное направление. Ось У в орто­дромической системе координат называется главной орто­дромией.

Угол поворота оси У относительно опорного меридиана на­зывается углом карты. Угол карты отсчитывается по часо­вой стрелке. Порядок отсчета углов в ортодромической системе координат показан на рис. 68.

В полете место вертолета определяется двумя ортодромическими координатами х и y, текущие значения которых выдаются в виде показаний цифровых счетчиков в километрах от точки начала координат:

у— путь вперед и назад;

х— боковое уклонение вправо и влево.

Методика контроля пути с помощью ДИСС зависит от ориен­тирования координатных осей и выбора точки начала координат с учетом маршрута и района полетов.

Рис. 68. Отсчет углов в ортодромической системе координат

Контроль пути с помощью ДИСС может выполняться:

— в общей ортодромической системе координат для района полетов;

— в общей ортодромической системе координат для марш­рута полета;

— в этапно-ортодромической системе координат. В зависимости от способа применения ДИСС для контроля пути подготовка исходных данных включает:

— выбор направления главной ортодромии и точки начала отсчета координат;

— прокладку на карте осей у и х (точка пересеченияосейдолжна совпадать с точкой начала отсчета координат);

— расчет угла карты;

— определение ортодромических координат основных точек маршрута;

— расчет данных для выхода в район цели;

— расчет данных для захода на посадку на площадке.

Определение угла карты и ортодромических координат ре­комендуется производитьна карте масштаба 1:200000или 1:100000.

Применять аппаратуру ДИСС для счисления пути в орто­дромической системе координат для района полетов (рис. 69) рекомендуется при выполнении полетов по замкнутому маршруту и в районе аэродрома. В этом случае начало координат следует совмещать с аэродромом вылета

(центром полосы), а главную ортодромию—с магнитным кур­сом взлета.

Главная ортодромия может быть также ориентирована в на­правлении истинного (магнитного) меридиана или вертикальной линии километровой сетки карты масштаба 1: 200 000.

При ориентировании главной ортодромии в направлении маг­нитного курса посадки на коррекционном механизме курсовой системы устанавливается магнитное склонение, равное нулю, а на индикаторе координат—угол карты, равный магнитному курсу посадки. При ориентировании главной ортодромии в на­правлении магнитного меридиана угол карты на индикаторе координат устанавливается равным нулю. Если главная орто­дромия ориентируется в направлении истинного меридиана, то на индикаторе координат устанавливается угол карты, равный значению магнитного склонения в районе аэродрома с противо­положным знаком. Так, при ΔМ=+8° на индикаторе координат необходимо выставить значение = 352°.

При ориентировании главной ортодромии в направлении вер­тикальной линии километровой сетки карты масштаба 1:200000 на индикаторе координат следует выставить поправку направ­ления (угол между вертикальной линией сетки и магнитным меридианом). Величина и знак этого угла указаны на нижнем поле листа карты. Там же указана величина годового измене­ния магнитного склонения. Определив поправку к склонению за время, прошедшее после издания карты, необходимо исправить на эту величину поправку направления. Поправку к склонению необходимо учитывать при определении всех магнитных углов, снимаемых с карты. При расположении маршрута на двух соседних листах карты масштаба 1:200000 ориентирование глав­ной ортодромии в направлении вертикальной линии километро­вой сетки карты не рекомендуется, так как для соседних листов поправка в направлении неодинакова по величине.

Угол карты рекомендуется измерять и выставлять на инди­каторе координат с точностью до 20'.

После прокладки осей ортодромических координат на полет­ной карте целесообразно построить прямоугольную сетку, оцифровать и обозначить направление координатных осей. В услови­ях дефицита времени можно ограничиться только построением и оцифровкой координатных осей. Место вертолета в полете будет определяться координатой у по счетчику ПУТЬ и координатой х— по счетчику БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Перед вылетом необ­ходимо убедиться, что на индикаторе координат установлен угол карты, соответствующий выбранному направлению глав­ной ортодромии, а на счетчиках координат (ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ) нулевые значения дальностей или значения координат точки, в которой предполагается включить в работу вычислитель координат (точка взлета, ИПМ). При этом следует помнить, что задатчик угла карты имеет механический упор на 0° и переход от 360° через 0° невозможен. Показания счетчи­ков после нажатия соответствующих клавиш на индикаторе из­меняются в течение 2 с с малой скоростью, после чего скорость резко возрастает. Поэтому при установке счетчиков в требуемое положение уточнять их показания следует кратковременными нажатиями на соответствующие клавиши.

Счисление координат начинается с момента нажатия кла­виши ВКЛ. на индикаторе координат в момент взлета или в намеченной точке. Над ИПМ, если это необходимо, следует уточнить показания счетчиков координат нажатием соответ­ствующих клавиш.

Контроль пути в полете осуществляется по показаниям счет­чиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Место вертолета на карте определяется по координатной сетке или по расстоянию от координатных осей с использованием линейки или специально размеченного для этой цели треугольника (рис. 69).

Выход на ППМ осуществляется по показаниям счетчиков координат. Угол карты над поворотными пунктами и в процессе всего полета не изменяется.

У контрольных ориентиров и ППМ, определив место верто­лета визуально или одним из известных способов, следует скор­ректировать показания счетчиков координат. Координаты КО и ППМ должныбыть известны заранее и нанесены на полетную карту.

Для облегчения выхода на цель, контроля пути по даль­ности и направлению аппаратуру ДИСС рекомендуется исполь­зовать в общей ортодромической системе коор­динат для маршрута полета (рис. 70).

В этом случае за начало координат принимается цель (центр площадки высадки), а за главную ортодромию—участок марш­рута от исходного ориентира до цели. Над исходным ориенти­ром и в процессе полета от ИО до цели координата у (ПУТЬ) будет указывать оставшееся расстояние до цели, а координа­та х (БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ)—удаление от направления захода. Полетная карта готовится по тем же правилам, что и для использования ДИСС в общей ортодромической системе координат для района полетов.На индикаторе координат устанавливается угол карты, равный ЗМПУ, от исходного ориентира до площадки и в полете не переставляется. Перед полетом на индикаторе координат устанавливаются значения Хо и места взлета (аэродрома, площадки) или точки начала счисления ко­ординат относительно точки пересечения координатных осей (целей, площадки). Полет по маршруту выполняется тем же способом, что и при использовании аппаратуры в общей ортодромической системе координат. После выхода на исходный ориентир необходимо развернуть вертолет на расчетный курс о учетом ветра и выдерживать его таким образом, чтобы счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ все время показывал нулевые значе­ния. Счетчик ПУТЬ при этом будет указывать оставшееся рас­стояние до цели (площадки). В момент выхода на цель (пло­щадку) обе координаты должны показывать на счетчиках нуле­вые значения. Этот способ рекомендуется применять при полете по маршруту с выходом на цель (посадкой на площадку) в про­стых и сложных метеорологических условиях. В частном случае он может быть использован и при полете по замкнутому марш­руту с посадкой на аэродроме вылета.

В простых метеорологических условиях при полетах по марш­руту с одним - двумя изломами и при перелетах аппаратура ДИСС-15 может использоваться в этапно-ортодромиче­ской системе координат (рис. 71). В этом случае угол карты, равный ЗМПУ, устанавливается летчиком-штурманом для каждого участка маршрута последовательно, т. е. ось У совмещается с ЛЗП.

На индикаторе координат при этом индицируется пройден­ное (оставшееся) расстояние по оси У и боковое уклонение от нее по оси X. В полете при проходе точки начала счисления ко­ординат, которой могут быть ИПМ, ППМ, КО и ИО, летчику-штурману необходимо установить угол карты, равный ЗМПУ этапа, и включить индикатор ортодромических координат кла­вишей ВКЛ. Контроль пути осуществляется по показаниям счет­чиков ПУТЬ и БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ. Если оси координат совмещаются с началом этапа (как показано на рис. 71), то счетчик ПУТЬ будет показывать пройденное расстояние ВПЕРЕД (координата У). При совмещении координатных осей с концом этапа на счетчике ПУТЬ перед включением индика­тора необходимо установить расстояние НАЗАД, равное длине этапа. В этом случае счетчик ПУТЬ будет показывать текущее оставшееся расстояние до поворотного пункта или любого дру­гого намеченного ориентира. Зная пройденное или оставшееся расстояние и путевую скорость, можно определить время выхода на поворотный пункт маршрута.

Счетчик БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ покажет величину и сто­рону отклонения (ВПРАВО или ВЛЕВО) вертолета от линии заданного пути (текущее значение координаты X). Для выхода на линию заданного пути необходимо доворотами вертолета в сторону, противоположную отклонению, добиться положения, когда координата Х станет равной нулю.

Над характерным ориентиром показания координат места вертолета следует корректировать.

При проходе точки излома маршрута изменить значение угла карты (установить равным ЗМПУ участка маршрута) и обнулить счетчики координат БОКОВОЕ УКЛОНЕНИЕ и ПУТЬ. Эту операцию можно выполнять до разворота сразу пос­ле обнаружения ППМ. Индикатор координат в этом случае должен быть выключен до разворота на новый курс.

Для установки угла карты и координат в точкахизломамаршрута требуется 1—2 мин, что является большим недостат­ком данного способа использования ДИСС.

Если маршрут полета имеет только один излом, то в целях сокращения времени установки исходных данных над ППМ целесообразно совместить оси координат с концом первого этапа. В этом случае при полете ППМ остается изменить угол карты, а обнуление счетчиков не требуется. Счетчик ПУТЬ бу­дет показывать на первом участке оставшееся до ППМ, а на втором — пройденное от ППМ расстояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: