Методики логопедической работы

При устранении брадилалии логопедические приемы на­правлены на воспитание более быстрых и четких речевых

движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразитель­ных форм сценического чтения и драматизированной речи и т< д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

При выраженной брадикинезии необходимо в первую оче­редь нормализовать общую моторику: координацию, целенап­равленность, ритм общих движений в более ускоренном тем­пе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения вни­мания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение рит­мов и т. д. По мере нормализации моторики включать рече­вой материал.

Все виды коррекционной работы основываются на различ­ных речевых упражнениях. Основные упражнения: произ­ношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряжен­ное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый ру­кой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускорен­ном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при дей­ствии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроиз­ведение диалогов с акцентом на речевых особенностях раз­ных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.

Ходьба и маршировка в различных направлениях под бод­рую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыж­ками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными Упражнениями, помогающими контролировать темп выпол­няемых движений и облегчающими детям удерживать нуж­ный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слу­ховые раздражители, развивают все виды памяти: зритель­ную, слуховую, моторную.

Ритмические упражнения, связанные с такими динамичес­кими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно. Ритмические уп­ражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, удара­ми в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п. Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз­ненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

Музыкальная самостоятельная деятельность учащихся: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные дви­жения — рубят дрова, скачут на лошади, боксируют и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют твор­ческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп). Играют на музыкальных ин­струментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.

В результате 6—12-месячной работы речь становится зна­чительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, стра­дающими брадилалией и особенно традикинезией. Рекомен­дуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнес-тические исследования.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) мед­ленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведе­ния; д) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, стра­дающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап — режим молчания. Логопед знакомит­ся с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопеди­ческих занятий для нормализации темпа речи. Рекомендует­ся максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться

лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания сни­мает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосре­доточивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с л0ГОпедом начинается усвоение медленного темпа на простей­шем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, от­веты на вопросы).

Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Каж­дое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуальная и групповая (4—5 чело­век) самостоятельная речевая работа под руководством одно­го из занимающихся. Стержневым моментом во всех рече­вых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. Предлага­ется замедлить все движения, скорость течения ассоциатив­ных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в це­лом. В конце II этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

Третий этап — работа над редактированием высказы­ваемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному со­держанию.

Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную Длину, детализацию пересказа; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.

Четвертый этап — работа над коллективным расска­зом. Внимательно слушая своего товарища, каждый включает­ся в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя, которое оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на ус­тную речь занимающихся. Больше времени отводится инди-видуальной работе над речью, которая продолжается и после окончания логопедического курса в течение не менее одного года по 2 раза в день (утром и вечером по 10—30 минут). Используемые на занятиях приемы: подражание, сопря- женно-отраженное произношение, ритмическое чтение, рече-

вые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правиль­ной речи, записанной на магнитофонную ленту и др.

На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен логопедического кабинета, как индивидуально, так и кол­лективно. Условием перехода к тренировкам является дос­тупность диалогического общения в замедленном (и нормаль­ном) темпе на логопедических занятиях. Функциональные тренировки носят характер диалогов с прохожими на улице, в магазине, на почте, в транспорте и т. д. Пациенты заранее готовят речевой материал, отрабатывают его дома и на кол­лективных занятиях.

Тренировки вне логопедического учреждения воспитыва­ют внимание к собственной речи и ответам собеседника, уме­ние управлять своим поведением и речью в момент эмоцио­нального напряжения, стимулируют речевую активность и способствуют перевоспитанию личности.

Пятый, заключительный этап — подготовка к пуб­личному выступлению. Материал для него подбирается с уче­том индивидуальных особенностей учеников. Манера пове­дения, темп речи отрабатываются в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий; выступление за­писывается на магнитофонную ленту, прослушивается, ана­лизируется по содержанию и внешнему оформлению.

Продолжительность курса — 2,5—3 месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуется после перерыва про­должить занятия в течение 4—6 месяцев. После логопедичес­кого курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков правильной речи.

При устранении тахилалии у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста рекомендуется использовать мето­дики по коррекции заикания с соответствующими изменени­ями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани­ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Ос­новой занятий является медленный темп. Занятие обычно включает вводные упражнения; дыхательные, голосовые уп­ражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус, улуч­шающие двигательную координацию и моторную память;

активизирующие внимание; воспитывающие чувство ритма; счетные упражнения в замедленном темпе; речевые задания на координацию слова с движением и музыкой; специаль­ные распевания, мелодекламацию и пение с целью улучше­ния ритмичности дыхания, выработки плавного речевого вы­доха и речи в целом; слушание музыки; сюжетные драматизации с характерными, бальными танцами, хоровода­ми; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую де­ятельность; заключительные упражнения.

Курс логопедической коррекции у дошкольников и млад­ших школьников — от 6 месяцев до 1 года. В случаях реци­дивов необходимы повторные курсы занятий.

В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правиль­ное выражение.

1. Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над целостными речевыми продукциями высшего порядка: над самостоятельным выс­казыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовлен­ным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свобод­ным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи, правильное распределение его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внима­ния соответствовал процессу последовательного логического развертывания мысли. Для этой цели используются сопря­женно-отраженное произношение фраз, текста; работа над логическим ударением во фразе; перифразировка; диалоги с логопедом, между детьми; драматизация, требующая сцени­ческого поведения и выразительной речи для передачи необ­ходимого образа; различные способы чтения: сопряженно с логопедом, отраженно за логопедом, чтение по слову, по фразе Друг за другом и вразбивку, чтение по заранее размеченному Тексту; через прорезь в полоске картона, который медленно Передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу.

2. Воспитание логического мышления в неречевых и рече­вых заданиях. Например, разложить серии картинок в нуж­ной последовательности, исключить лишнюю из данных пред­метных картинок или составить общий план высказывания;

развернуть главную мысль определенной части рассказа; найти несколько вариантов «завязок» или «развязок» заданных сюжетов и т. д.

3. Преодоление дефектов внутренней речи. С этой целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной картинки, текста, который прорабатывается по воп­росам сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно. Составляется план пересказа. Текст записывается, читается, пересказывается по памяти.

4. Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов. Полезны магнитофонные занятия, на которых ребенок одновременно слышит и видит (читает) текст, подающийся с магнитофонной ленты в замедленном темпе. Для привлечения внимания к собственной речи пред­лагаются для прослушивания и последующего анализа об­разцы речи в замедленном и быстром темпе. Полезна работа над интонацией-

5. Работа над упорядочением темпа речи: счетные упраж­нения с движениями, речь по слогам или в сопровождении ритмического отстукивания; выделение смысловых частей в коротком тексте, во фразе, составленной по картинке, и произ­ношение речевого материала с соответствующей смыслу вы­разительной интонацией; ритмическое проговаривание с од­новременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д.

6. Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего нача­ла занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: