Радиосистемы ближней связи

Радиосистемы ближней связи

Радиосистемами ближней связи называются радиосистемы связи, осуществляющие дистанционный радиоконтакт на расстояниях меньших чем дальность прямой видимости (рис. 2.11).

Рис. 2.11. К понятию дальности прямой видимости

Вычисление дальности прямой видимости может быть произведено по следующей расчетной формуле:

(2.3)

где высоты подъема антенн над землей и задаются в метрах; тогда значение получается в километрах. В том случае, когда выражение (2.3) принимает вид:

(2.4)

и для например, величина будет составлять 412 км. На практике дальность действия радиосистем ближней связи не превышает 500 км. Поскольку радиоконтакт экипажа самолета с аэродромными, командно-диспетчерскими пунктами, а также с экипажами других самолетов осуществляется «прямым лучом», то работа радиосистем ближней связи происходит в ультракоротковолновом диапазоне, а именно – на частотах от 30 до 400 МГц. Из этого диапазона наиболее часто используются два поддиапазона: 118...136 МГц и 225...400 МГц. Выбор этих частот обуславливает высокую стабильность ближней связи – такая связь является устойчивой внезависимости от времени суток и состояния ионосферы. При этом диапазон 118...136 МГц обычно используется в системах управления воздушным движением (в зонах интенсивного полета самолетов гражданской авиации) и для радиосвязи между самолетами стратегической и военно-транспортной авиации. В частности, в системах управления воздушным движением для быстрой, беспоисковой настройки на радиосистему связи нужного самолета или вертолета, весь диапазон частот разделен на радиоканалы, каждый из которых имеет свою фиксированную центральную частоту, а интервал между этими частотами составляет 25 кГц.

Каждому диспетчеру в секторе его ответственности выделяется свой радиоканал, в результате чего радиосвязь «наземный пункт – летательный аппарат» оказывается практически мгновенной.

Особое место занимает радиообласть вокруг международной аварийной частоты 121,5 МГц – диспетчер может осуществлять радиосвязь одновременно на рабочей и аварийной частотах.

Что касается диапазонов 225…400 МГц, то он применяется в радиосистемах связи, осуществляющих как обмен информацией между самолетами и вертолетами тактической авиации, так и выполняющих радиоконтакт (через ионосферные слои) между самолетами стратегической авиации и связанными спутниками.

В связи с высокой насыщенностью воздушного пространства летательными аппаратами и многоаспектностью выполняемых функций, радиосистемы ближней связи обычно имеют достаточно большое количество самостоятельных частотных каналов (например, дециметровая радиосистема ближней связи, работающая в диапазоне 225...339,975 МГц, обладает 7000 частотными каналами, следующими через 25 кГц, причем 20 каналов используют предварительную настройку, а один из каналов, в диапазоне 242 МГц, является дежурным) и обладают возможностью переходить во время сеанса связи с одного канала на другой.

Что касается мощностей радиосигналов, излучаемых самолетными антеннами радиосистем ближней связи, то они (минимальное напряжение или минимальная мощность сигнала на входе приемника, при котором на выходе приемника обеспечиваются приемлемые показатели качества) приемного устройства составляет единицы микровольт, а потребляемая мощность колеблется от 50 до 300 Вт. Масса приемно-передающего устройства радиосистемы ближней связи – от 3 кг (полностью твердотельная, выполненная на интегральных схемах) до 10 кг (транзисторный вариант), а объем – от 5 до 10 дм3 (размеры одного из образцов – 12,7х12,7х19,3 см). Размещаются на приборной доске кабины летчика, обладают достаточно высокой надежностью (среднее время наработки на отказ составляет более 1000 ч).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: