Основные вопросы темы. 1. Понятие конституционного строя и его закрепление в Конституции

1. Понятие конституционного строя и его закрепление в Конституции.

2. Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации.

1. Традиционно под конституционным (государственным) строем понимаются способ и форма организации государства, закрепленные
в конституции. Однако в современном конституционном праве, в том числе
и российском, сформировалось несколько иное понятие, в соответствии
с которым речь идет не о любом, а об определенном способе организации государства, обладающем признаками так называемого конституционного государства:

· подчинение государства праву при наличии достаточных гарантий устойчивости этого подчинения;

· правовой статус личности, соответствующий общепризнанным принципам и нормам международного права в этой сфере;

· наличие гражданского общества, т.е. системы неопосредованных государством общественных институтов и отношений в правовой, моральной, экономической, политической, культурно-духовной сферах, обеспечивающих реализацию частных интересов и потребностей индивидов и их коллективов.

Конституционный строй требует правового закрепления во всей системе, всех отраслях права. В Конституции РФ закрепляются основы конституционного строя, для которых предусматриваются особые гарантии стабильности. Так, Конституцией предусмотрен особо усложненный порядок пересмотра и внесения поправок в ее первую главу, посвященную
основам конституционного строя России (см. тему 2). Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ, никакие другие положения Основного закона не могут противоречить основам конституционного строя.

Основы (устои) конституционного строя – это основные способы, средства реализации вышеизложенных признаков конституционного государства. В соответствии с мировой практикой и российской Конституцией к ним относятся: демократия, правовое государство, признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью, социальное государство, светское государство. К основам конституционного строя России
относятся также, хотя и не определяющие конституционное государство
в принципе, но важные для российской специфики государственный суверенитет, федерализм и республиканская форма правления.

Все указанные основы конституционного строя прямо закреплены
в Конституции РФ:

· Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1);

· человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

· суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4);

· Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);

· Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14).

2. Демократия характеризуется рядом основных свойств организации общества и государства. Основные из них:

· суверенитет народа – самостоятельное, независимое, свободное
и неделимое осуществление власти народом в своих интересах.
В условиях народовластия все осуществление власти конституируется, легитимизируется и контролируется народом. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшими формами непосредственного выражения власти народа являются референдум и свободные выборы;

· разделение власти на самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом ветви власти должны быть взаимно уравновешены для исключения возможности злоупотребления властью с чьей-либо стороны. Разделенные и уравновешенные ветви власти должны образовывать единую систему власти, обеспечивающую эффективную реализацию всей совокупности властных полномочий;

· политическое и идеологическое многообразие – исключение в стране какой-либо обязательной, в том числе и государственной, идеологии при наличии гарантий для общественных объединений, действующих в рамках закона, возможности влиять на политические процессы;

· наличие местного самоуправления – самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов
местного значения, исходя из собственных интересов и с учетом местных традиций.

Федеративное государство – государственно-правовое объединение
в союзное государство – федерацию образующих ее частей (субъектов).
В соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов, равноправии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Федерализм дополняет характеристику демократического государства, основанного на принципе разделения власти,
поскольку он обеспечивает децентрализацию и демократизацию власти
не только по горизонтали, но и по вертикали. Очевидно, что при этом
суверенитет и полномочия субъектов Федерации должны быть ограничены, исходя из приоритета общефедеральных задач.

Правовое государство означает:

· верховенство права, выраженного прежде всего в законе, принятие которого основано на демократической процедуре, обеспечивающей согласование интересов государства и социальных групп
общества, федерации и ее субъектов;

· ограничение государства правом, подчинение его интересам личности и общества и наделение ответственностью за их соблюдение;

· равенство граждан перед законом и судом;

· наличие действенных, в первую очередь судебных механизмов защиты прав граждан;

· независимость суда, неукоснительное исполнение судебных решений.

Республиканская форма правления – организация высших органов
государственной власти на основе принципов выборности и сменяемости. В Российской Федерации глава государства и парламент избираются непосредственно народом на определенный, установленный Конституцией срок, а все остальные органы власти формируются представительными
органами в соответствии с их конституционными полномочиями.

Принцип признания прав и свобод человека высшей ценностью означает их неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения. Правовое положение человека и гражданина определяется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации всех отраслей законодательства.
В Конституцию РФ включены все основные права и свободы человека
и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом права
и свободы признаются непосредственно действующими – если человек
руководствуется ими в своем поведении, то оно является правомерным. Правовой статус личности является приоритетом деятельности государства, его органов и должностных лиц, а его признание, соблюдение и защита – их обязанностью. При этом защита прав и свобод человека должна быть двусторонней – от посягательств как государства, так и самого общества.

Суверенное государство – государство, способное самостоятельно
и независимо от власти других государств осуществлять свои функции
на всей своей территории, а также в международных отношениях. Условиями государственного суверенитета являются: верховенство государственной власти, ее единство и независимость, территориальная целостность, единое конституционное пространство страны, федеральное гражданство, официальный статус государственного языка, наличие средств и механизмов обеспечения внешней и внутренней безопасности. Важнейшими признаками суверенного государства являются государственные символы – Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн
и столица. Формально суверенитет России существовал всегда, в том числе и в период ее вхождения в качестве союзной республики в СССР. Однако полным и исключительным суверенитетом в этот период Российская
Федерация не обладала, и он был восстановлен лишь в 1990 г. с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Социальное государство – государство, проводящее социальную
политику, при которой социально-экономическое состояние общества,
социальное самочувствие каждого индивида рассматриваются наряду с соблюдением прав и свобод человека и гражданина как мера ответственности государства. К конституционным основам социальной политики относятся: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного
минимального размера оплаты труда; оказание государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий и пособий. Выработка и осуществление эффективной социальной политики в Российской Федерации требуют единства действий всех государственных органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Экономической основой социальной политики являются рыночная экономика и равенство всех форм собственности.

Светское государство – государство, в котором не существует официальной, государственной религии, ни одно из учений не является не только обязательным, но и предпочтительным. Необходимыми условиями для этого являются отделение церкви от государства и школы от церкви, равенство перед законом всех религиозных объединений, запрет на разжигание религиозной розни. Светское государство отличается от теократического государства (Ватикан), в котором государственная власть принадлежит церковным иерархам, и клерикального государства, где церковь через институты, поддерживаемые государством, влияет на государственную политику, а в школах в обязательном порядке преподаются религиозные учения. Попытки возврата к такому государству в Российской Федерации предпринимались в 90-х гг. ХХ в. в Чеченской Республике, являющейся субъектом Российской Федерации.

Все основы конституционного строя образуют целостную систему, изъятие из которой хотя бы одного элемента, по существу, означает ее разрушение. Этим объясняется положение российской Конституции, в соответствии с которым внесение любых поправок в ее гл. 1 и 2, устанавливающие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, возможно только через разработку нового проекта Конституции.

Подробнее см.: 3, 5–7.

Основы правового статуса человека и гражданина

Тема 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: