Место фонетики в школьном курсе русского языка. Содержание курса фонетики. Задачи преподавания фонетики

Фонетика – учение о звуках и звуковой системе языка. Изучение курса в школе имеет некоторые особенности. Первая особенность - это разноуровневый подход в связи с временем и местом проведения:

1) начальный этап (1-4 классы), когда школьники овладевают основными базовыми понятиями фонетики (перечислить!);

2) основной этап, когдаВ школе фонетика сначала изучается как самостоятельный раздел. Это происходит в 5 классе. На неё отводится программой 13 часов. В процессе освоения этого раздела учащиеся должны усвоить следующие понятия: звук, основной звук (фонема), буква. гГласные и согласные звуки,. Сильные и слабые позиции звуков. дДвойная роль букв е, ё, ю, я. Парные и непарные, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные; обозначение мягкости на письме. Оглушение и озвончение звуков. Ударение. Правила слогоделения и переноса. Состав русского алфавита, Ссоотношение букв и основных звуков. Ударение как фонетическое явление. Понятие орфоэпической нормы (произношение безударных гласных; произношение звонких и глухих согласных в слабых позициях; произношение мягких согласных в слабых позициях). Чередования гласных и согласных, отличие русского и белорусского произношения. Для описания звуков языка через учебник вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости, квадратные скобки, редуцированные звуки.

Большая часть курса вводится в 5 классе. 3)сопутствующий (6-10 классы), когда происходит оОтработка же навыков правильного произношения звуков, слога, слова, правильной постановки ударения продолжается в 5-7 классах, а упражнения, вырабатывающие навыки выразительного чтения, широко представлены в учебниках разных классов; на данном этапе усвоение фонетической нормы ведёт к усвоению орфографической и орфоэпической норм.

4)заключительный этап (11-12 классы), когда знания по фонетике систематизируются, соотносятся со знаниями по другим разделам языка. Повторение по разделу фонетика представлено в учебнике 11 класса (!). По 11-летней программе в учебнике 10 класса (с.42 и далее).

Вторая особенность изучения курса фонетики состоит в том, что в школах с русским языком обучения преподаётся белорусский язык и следует понять отличия фонетических систем близкородственных языков.

Третья особенность состоит в том, что фонетика является основой для овладения орфоэпическими нормами, т.е. овладение грамотной речью невозможно без знания фонетических законов русского языка..

Раздел фонетики небольшой и приходится в самом начале курса русского языка. Несмотря на это, значение его как для общего образования учащихся, так и для усвоения ряда навыков по русскому языку весьма велико. Цели и задачи курса фонетики следующие:

1.Развитие культуры речи, эстетических критериев правильности устного произношения.

2.Формирование приёмов фонетического анализа и его разновидностей. Для этого дДать учащимся представление о звуковой системе языка, о законе экономии языка (5 гласных букв обозначили 15 мягких звуков); показать им разницу между буквой и звуком; добиться того, чтобы учащиеся осознали основные случаи соответствия и несоответствия между произношением и написанием и познакомились с важнейшими нормами русск. лит. пПроизношения (гласные и согласные в сильной позиции и в слабой позиции, оглушение и озвончение согласных, непроизношение согласных в некоторых сочетаниях);

32.Использовать знание учащихся сведений из фонетики при обучении правописанию (выработка умения определять на основе звучания написание), при обучении выразительному чтению и нормам русского литературного языка для избежания ошибок, возможных под влиянием белорусского языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: