Трудности в преподавании фонетики в школе

1. Первый момент, который традиционно является сложным для школьников – разграничение звонких и глухих согласных, а в частности непарных звонких / глухих. В первую очередь следует заставить выучить эти звуки. Но для облегчения разграничения можно использовать следующие приёмы: положить руку на гортань или плотно закрыть уши (голосовые связки дрожат при произнесении звонких и сонорных, в ушах слышится звон). Кроме того, очень эффективным методом является использование таблиц комплексных.

Различение звонких и глухих согласных является важным с точки зрения обучения орфографии, когда, зная, что перед гласными согласные находятся в сильной позиции, дети изменяют слово так, чтобы после согласного появился гласный.

Дети должны понять, что озвончение и оглушение согласных – это не закон орфографии, а закон произношения, что при написании слов мы руководствуемся не произношением, а написанием.

2. Неразличение твёрдых и мягких согласных приводит к нарушению норм литературного произношения и к орфографическим ошибкам. Если ученики не различают твёрдые и мягкие нужно провести с ними беседу, чтобы выяснить сами понятия твёрдости и мягкости. Следуют указать, какие звуки указывают на мягкость предшествующего согласного (Ира).

Следует учить различать мягкие и твёрдые на слух (угол – уголь).

Наиболее трудными для усвоения являются правила обозначения на письме мягкости согласных в середине слова в сочетаниях чн, нч, нщ, рщ, чк и при ассимилятивном смягчении (гвоздь, н-р). Сравнивают с написанием возьми – возьму, в которых мягкий чередуется с твёрдым.

Для избежания ошибок следует чётко знать слабые – сильные позиции по мягкости / твёрдости и использовать упражнения на определение способа обозначения мягкости согласных на письме, на определение функции ь.

При разграничении твёрдых/мягких нужно учитывать также влияние белорусского языка. Н-р, дети могут не различать твёрдые – мягкие губные в середине и в конце слова. Тогда следует выполнять специальные упражнения в произнесении конечных губных согласных и обратить внимание на этот факт. Указать на то, что отсутствие мягкости в конце слова часто ведёт к искажению значения: мел и мель, готовь и готов.

3. Членение на слоги.

4. Понимание фонемы. Сказать для чего.

5. Двойная роль е, ё, ю, я.

6. Дело в том, что всё наше обучение направлено на репродукцию механически заученных правил. Причём для 5 класса эти правила упрощаются и урезаются, потому что языковые абстракции не могут быть поняты в полном объёме маленькими детьми.

Это очень характерно для фонетики. Фонетика – это та область, которая требует какого-то отвлечённого представления о языке. В связи с этим, может быть стоит использовать какие-то нестандартные методы в преподавании фонетики. Это может быть, например, образно-графическое кодирование. Т.е. огромное количество языковых явлений сводится в систему сравнительно небольшого числа геометрических фигур (н-р, 10 гласных обозначаются овалом). Рот у гласных – это прорезь в форме соответствующей буквы. Таким образом, хорошо видно, что звуку ничего не мешает, нет преграды. Овал «мягкая» фигура, так и гласные – звуки добрые и чуткие, они всех примиряют (соединяют). Гласные ходят парами: А и Я. У йотированных букв внутри овала кармашки, в которых как бы живёт звучок – йотик. Гласные любят петь и голосить, в руках у них молоточки – ударения. Соответственно – сонорные – квадрат и т.д.

Образно-графическое кодирование даст детям возможность понять русскую фонетику и графику в единстве и противоположности знакового отображения явлений окружающей действительности. Образный характер первоначального кодирования полностью адекватен природным способностям младших школьников к целостному образному «схватыванию» (Л.С. Выготский).

Такая же система кодирования может выглядеть в форме сказки. Этот метод включает детей в игровую деятельность, вызывает радость познания, сохраняя научный уровень знаний. Приоритетное развитие образного мышления соответствует потребности детей в игре, фантазии и воображении, одновременно происходит целостное восприятие фонетики в образном плане, присущее данному возрасту.

См. РЯиЛ (укр.) № 5, 1991 год, с. 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: