Методы и приёмы обучения русскому языку

Мы уже много раз говорили с вами о методах и приёмах преподавания русского языка в зависимости от конкретного раздела. Давайте, пожалуйста, вспомним. Какие, по-вашему мнению, методы можно применять на уроках орфографии? Давайте дифференцируем. На этапе ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом можно использовать эвристические методы (беседа и самостоятельный анализ материала) и дедуктивные или объяснительные (слово учителя, например). Всё зависит от того, насколько дети знакомы с опорными знаниями, от наличия вариантов в орфограмме, от того, насколько доступен данный приём для восприятия школьниками данного возраста и т.д.

И в беседе, и в самостоятельном анализе материала, и в слове учителя осуществляется разъяснение сути орфограммы, а затем происходит формулировка нового орфографического правила. При работе над орфографическим правилом очень важно выявить условия выбора орфограммы и их последовательность: на первое место следует ставить часть слова, в которой орфограмма находится; остальные условия можно ставить в любом порядке.

В названные методы нужно включить анализ образца графического обозначения орфограммы. Например, распилить.

Далее можно предложить ребятам работу с учебником, для того чтобы они запомнили и воспроизвели правило. Очень важно, чтобы правило воспроизвёл не один ученик, а несколько.

На этапе формирования умений и навыков, т.е. при формировании умения писать слова с изученными орфограммами Баранов, например, выделяет специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным упражнениям он относит списывание и диктанты. Не делая дифференциации на специальные и неспециальные, А.В. Текучёв для развития орфографической зоркости, т.е. умения видеть орфограмму в слове также предлагает использовать списывание и диктант.

Мы говорили с вами, что списывание опирается на моторную и зрительную память. Это метод, состоящий в точном копировании учеником из книги или с доски отдельных слов, предложений, целого текста.

Выделяют списывание с готового текста, о котором спорят методисты. Говорят о том, что это самый малоэффективный метод обучения орфографии. Списывание с готового текста не требует активной работы ученика и происходит механически, поэтому не вызывает никакого интереса у учащихся. Готовое списывание происходит по слогам, и часто дети даже не задумываются над значением слов и всего текста в целом.

В связи с этим в среднем звене школы нужно применять осложнённое списывание. Это может быть списывание с дополнительным заданием (подчеркнуть части слова, орфограммы, указать проверочное слово, подписать грамматические формы и др.); с изменением текста (дописать слово, вставить пропущенные буквы, части слова или целые слова, пропущенные в тексте, изменить грамматическую форму слова – лицо, падеж, число, время); выборочное, состоящее в том, что записывается не весь текст, а только некоторые слова с указанными орфограммами.

Одним из видов списывания является списывание по вопросам. По знакомому учащимся тексту даются вопросы, ответы на которые ученик должен найти в тексте и выписать в тетради. Рекомендуется даже проговаривать текст при таком списывании, чтобы закрепить в памяти зрительные, моторно-двигательные и слуховые ассоциации между словом в его звучании и словом в его письменном виде.

Диктант – это такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут без всякой посторонней помощи, без опоры на подсобные средства. Различные виды диктантов мы с вами подробно рассматривали на 3 курсе: выборочный, проверочный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», самодиктант, творческий, свободный, разученный, комбинированный, релейный, словарный. См. лекцию 3 курса.

К приёмам преподавания орфографии (у некоторых методистов к методам), помогающим реализовать тот или иной метод в первую очередь можно отнести алгоритмизацию. Об этом приёме мы также говорили с вами на 3 курсе, я давала вам общий алгоритм того, как приступать к выяснению написания слова. Пример алгоритма из учебника 5 класса. Орфограмма «Правописание согласных в корне».

1.Определяю, какой согласный

звонкий или глухой

2.Определяю, где он стоит

перед «волшебниками» (л, м на конце слова, перед звонким

н, р, в, й и гласными) или глухим согласным

Звук в сильной позиции – Звук в слабой позиции

пишу, как слышу

3.Ставлю его перед «волшебниками»

Звук в сильной позиции – пишу, как слышу

Кроме приёма алгоритмизации можно назвать приём использования обобщающих таблиц (тоже давала на 3 курсе) и др., использование графической наглядности. Усвоить основные случаи слитного и раздельного написания наречий помогает таблица, на которой дифференцируется происхождение наречий и их значение. Например:

Проиллюстрируйте таблицу примерами.

Наречия пишутся
слитно раздельно через дефис
1.Если образованы от прилагательных 2.Если образованы от наречий 3.Если являются наречиями места 1.Если образованы от существительных с предлогами 2. Если это «бывшие» существительные на гласную 3.Если есть 2 – 3 падежные формы 1.Во-первых… 2.Если образованы по схеме по…ому, ему, и 3.При повторе слов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: