Речевые ошибки включают в себя смысловые, грамматические и фонетические ошибки.
К смысловым ошибкам относятся:
1)незнание подлинного значения слова и в связи с этим толкование его по принципу народной этимологии: Он хотел сделать ему подачку;
2)неоправданное повторение одного и того же слова, вызванное бедностью словаря, неумением найти соответствующие лексические синонимы: Мы с мамой пошли в магазин. Мы пробыли там полчаса.
3)неумелый выбор слов, связанный иногда со смещением исторической перспективы: «Песня про купца Калашникова» - Был выходной (воскресный) день;
4)употребление лишних, равнозначных, не уточняющих смысла слов (плеоназмы, тавтология): Незаурядные, выдающиеся способности. Свет падал на падающие листья;
5)искусственное, не принятое в литературном языке образование слов (по аналогии с существующими моделями) (неудачное словотворчество): а)отглагольных существительных: Влетание птицы в комнату, упорность, равноправность; б)глаголов: не мог предузнать;
6)диалектно-просторечные слова, как формы слов, и выражения: утоп (утонул), сиганул (прыгнул) и др.;
7)незнание того, какие слова по своему значению смогут сочетаться, а какие нет: «вызывает недоразумение», «начали устраивать дуэль»;
8)лишние в речи слова (слова-паразиты): значит, ну, так сказать, вот, скажем, как бы и др.
9)штампы речи: проводить свою линию, в общем и целом и др.
10)неправильное использование фразеологизмов: Играет большое значение.
Устранение и предупреждение таких ошибок обеспечивается постоянной работой по их исправлению и анализу, работой над ошибками самих учащихся. Этому служат разнообразные упражнения.
Иногда ученики сами с лёгкостью исправляют ошибку, стоит только указать им на неё. А иногда нужно привести значение слова, указать на принадлежность к тому или иному стилю и сфере употребления.
Уяснению значений слов способствует введение их в предложение, придуманное учениками, введение в синонимические ряды, сопоставление слов с противоположным значением, анализ состава слова.
Очень важным является уяснение понятия нормы.
Грамматические ошибки включают:
1.Неправильное употребление видо-временных форм глагола в составе одного предложения: Он идёт в школу и увидел впереди какой-то клубок.
2.Употребление неправильно образованных форм сравнительной и превосходной степени: Эта книга ещё более интереснее.
3.Неправильное употребление местоимений: Отец Толи приехал, когда его не было дома.
4.Употребление нелитературных форм: делов, местов и др.
5.Нарушение норм управления: Метелица свернул от тропинки.
6.Нарушение порядка слов: Дальше виднеется роща зелёная.
7.Пропуск слова или словосочетания, затрудняющий понимание смысла предложения (Из всех ребят … мне понравился Федя).
8.Неправильное использование союзов при построении предложений: Птенцы бы уже погибли, чтобы не помогли гуси.
9.Смешение форм прямой и косвенной речи: Захар отвечает, что не я их выдумал.
10.Неправильное употребление в предложении причастного и деепричастного оборотов: Пройдя по селу, собаки лаяли глухим и хриплым лаем.
Фонетические ошибки:
1.Скопление шипящих во фразе, создающее неблагозвучие: … замечательнейшее произведение, изображающее люде, посвятивших свою жизнь …
2.Неоправданное повторение одинаковых по звукам частей слов, создающее неблагозвучие: Раз рассказывал мне товарищ интересный рассказ.
3.Неправильное произношение отдельных звуков и групп звуков.
4.Неправильная постановка ударения.
Предупреждению грамматических ошибок способствуют занятия, на которых используются задания по грамматической стилистике и синтаксической стилистике. На занятиях грамматической стилистикой можно рассматривать синтаксические конструкции с точки зрения их стилистических возможностей (например, различные случаи замены одних грамматических конструкций другими, порядок слов в предложении). Можно использовать сопоставление и синонимическую замену различных времён глаголов; сравнение двух или нескольких вариантов одного и того же предложения, но с изменённым порядком слов; упражнения в замене придаточных синонимических конструкций, но с разными союзами и с обязательным указанием на различие в смысловых оттенках таких конструкций (В лесу лежит ещё снег. Наступишь на него – провалишься по пояс в мокрую кашу. В лесу лежит ещё снег. Если наступишь на него…).