Межпредметные связи на уроках русского языка

Проблема межпредметных связей в дидактике и в частных методиках была одной из ведущих в 60 – 70-е годы. Для того, чтобы усилить познавательные интересы учащихся, формировать научное мировоззрение, усилить глубину и прочность знаний, обеспечить практическую направленность обучения, расширить умственный кругозор учащихся, стали использовать межпредметные связи на различных уроках.

Межпредметные связи – это совпадение целей и содержания между учебными предметами, которые объективно существуют, а также формы использования этих совпадений.

Так, на уроках русского языка и литературы изучаются понятия, связанные с художественной, эстетической функцией языка, на уроках языка и истории – понятия, связанные с происхождением языка, со становлением национального языка; звуковая сторона языка изучается на уроках музыки, мышление и речь – на уроках анатомии, языковые семьи и многообразие народов мира – на уроках географии.

Все учебные дисциплины учат языковой норме (правильному произношению, написанию и употребления своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания. Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других – реализуются в учебном процессе.

По характеру общего в содержании между предметами выделяют три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.

Понятийно-терминологический межпредметный материал наблюдается между предметами, у которых полностью или частично совпадает объект изучения. Полностью объект изучения совпадает, например у русского и белорусского языков, у русского и иностранного языков. А, например, в русском языке используются понятия звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия; в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, нация, народ, новые явления в жизни общества; в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон, речитатив, тембр; в русском языке: звук речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление и т.д.

Коммуникативно-речевой межпредметный материал проявляется в общности правописных и речевых умений, т.е. в ходе урока по любому предмету школьники работают над связной речью на материале соответствующей науки. Усваивая эту науку школьники учатся формировать и выражать свои мысли в связной форме. Нормативная связь проявляется в усвоении терминов по определённому предмету, их написание, произношение и значение для правильного употребления.

Учебно-дидактический межпредметный материал – это отдельные слова, словосочетания, предложения или связные тексты, отражающие содержание того или иного школьного предмета, которые используются на уроках русского языка в упражнениях, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Такой материал помогает показать учащимся, что именно язык способен выразить всё из окружающей жизни и является самым эффективным средством общения, хранения и передачи информации.

Таким образом, русский язык связан со всеми остальными школьными предметами.

Межпредметный материал может использоваться в слове учителя, в беседе с учащимися, в ответах учеников, в упражнениях.

Межпредметный материал каждого вида по-разному применяется на уроках русского языка. Например, понятийно-терминологическая межпредметная связь может реализовываться через вопросы что общего и различного в категории рода в русском и изучаемом иностранном или чем отличается понятие числа в математике и в русском языке.

Коммуникативно-речевая межпредметная связь реализуется при работе над нормами (грамматическими, лексическими, орфоэпическими). Когда школьники составляют связный рассказ о нормах, то следует обращать их внимание на то, чтобы они привлекали в качестве примеров термины, знакомые из других предметов. Межпредметная связь на коммуникативном уровне достигается в результате бесед с учениками на уроках русского языка при ознакомлении их с новыми видами работ по развитию речи. Можно спросить ребят, по каким предмета они уже составляли план, использовали подробный пересказ и т.д.

Учебно-дидактическая связь осуществляется через дидактический материал, который выбирает учитель или сами ученики из учебников или книг по внеклассному чтению по другим предметам. Такие тексты не должны быть слишком сложными и не должны превышать по объёму упражнений учебника русского языка.

3. Алгоритм подготовки к уроку русского языка. Написание плана - конспекта.

Подготовка учителя к уроку предполагает:

1.Определение темы урока и точное ограничение её в объёме. Для этого следует обратиться к программе по русскому языку, чтобы знать, сколько часов в школе выделяется для прохождения данного материала.

2.Изучение научно-лингвистической литературы по данной теме.

3.Знакомство с методической литературой по данной теме.

4.Изучение соответствующего материала учебника (правил, определений, текстов упражнений); анализ уровня подачи материала для того или иного класса и продумывание возможных трудностей для учащихся.

5.Определение целей и задач урока (обучающей, развивающей и воспитывающей).

6.Установить последовательность подачи нового материала и объём.

7.Продумать методику подачи нового материала, закрепления нового материала, выбор методов и приёмов.

8.Подобрать наглядность к данному уроку.

9.Особое внимание уделить упражнениям.

10.Начинать писать план-конспект урока.

План урока отражает тип урока и содержит следующие элементы: тема, цели, элементы повторения, средства обучения (оборудование), последовательность работы (ход урока), итоги урока, домашнее задание.

Тема урока представляет собой формулировку или программы, или параграфа учебника. Также темой урока может быть контрольная работа или её анализ (работа над ошибками).

Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, используемым учителем. Если изучается новый материал – цель познавательная (например, ознакомление со значением и формами безличных глаголов), при развитии умений и навыков – практические цели (например, формирование умения узнавать безличные глаголы и их формы). Дидактический материал определяет общепредметные цели: воспитание и развитие учащихся. Т.о. цели должно быть три: обучающая (познавательная или практическая), развивающая и воспитывающая.

Повторение пройденного происходит через опрос или специальные упражнения. Повторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный является фоном для изучения новой темы, а правописный повторяется чаще в ходе выполнения упражнений. Повторение происходит уже непосредственно в ходе урока (последовательность работы учителя).

Урок русского языка непосредственно состоит (ход урока): оргмомент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итогов урока, задавание домашнего задания.

Предполагаемое время: оргмомент – 2 – 3 минуты; проверка д/з – 9 – 10 минут; объяснение – 15; формирование умений и навыков – до 15 минут; итоги – 3 минуты; задавание д/з – 3 – 5 минут.

При составлении плана-конспекта следует давать предполагаемые ответы учеников на задаваемые вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: