Догматическое сознание и ересь

Искажение вероучения в христианском богословии получило наименование " ереси ". По своей сущности ересь (от греч. — выбор, предпочтение) представляет собой предпочтение части истины целому, в результате чего одна из граней духовного опыта вырывается из общего контекста и возводится в абсолют. Обычно ересь связана с рационализацией вероучения, стремлением изгнать из богословия момент тайны, сделать истину веры вполне доступной для человеческого рассудка.
Прп. Силуан предупреждает: " Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия ".

В первые века исторического бытия Церкви вероучительные истины, являясь непосредственным обобщением живого духовного опыта, не имели умозрительных формулировок. Однако когда начали появляться ереси, Церковь, движимая заботой о духовном здоровье своих чад, вынуждена была установить пределы истины, определить границы религиозного опыта, указать ту черту, которая отделяет истинное церковное учение от ереси. Таким образом появились догматы.

Согласно "Пространному Катихизису", двумя способами сохранения и распространения Божественного Откровения являются Священное Предание и Священное Писание.

1. Священное Предание. "Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды".
Само слово "предание" (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. "... я от Самого Господа принял то, что и вам передал " (1 Кор. 11, 23), говорит ап. Павел. В книгах Нового Завета слово "предание" обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:"... стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2 Фес. 2, 15); "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам" (1 Кор. 11, 2).
Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет "о преданном изначала слове"[4], а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о "предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров", об "апостольском предании", о "церковном предании от апостолов".
Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:
" Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно " (Ин. 17, 8). Согласно Тертуллиану, учение веры "церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога". Принципом единства Предания является Божественное Откровение. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель — в том, чтобы все " уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и,веруя, имели жизнь во имя Его " (Ин. 20, 31). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства.

· Три уровня Священного Предания.

Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору материальных памятников, в которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации.
"Священное Предание — это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения". Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:

а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;

б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением; (свет вечности в глазах другого человека)

в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: