Курс лекций

Специальность 050716.65 «Специальная психология»

Ведущий лектор: Пилипчук Л.С., доцент, к.пс.н.

Ф.И.О., должность, уч. ст., уч. звание

Барнаул

Цели и задачи лекционных занятий:

Помочь студентам в овладении системой современных, целостных, систематизированных знаний по предмету.

Дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.

Помочь разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы.

Сформировать у студентов пониманием основ науки. Раскрыть фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.

Дать целостное, систематизированное, доказательное представление решения той или иной прикладной проблемы, раскрыть научно обоснованные пути решения научно – практических задач и проблем.

Формировать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность и творчество в мышлении.

Создавать условия для управления самостоятельной работой студентов как в процессе лекции, так и после неё.

ЛЕКЦИЯ № _1_

4 часа (оз 2ч.)

Тема: Понятие, виды, принципы и задачи психокоррекции.

  1. Понятие о психокоррекции.
  2. Классификация видов психокоррекции,их характеристика.
  3. Цели и задачи психокоррекции.
  1. Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологическо­го воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие орга­нической основы и не представляющие собой такие устой­чивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «пси­хотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: п сихотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков пси­хологии или поведения психически здорового человека.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

□ Психокоррекция ориентирована на клинически здо­ровую личность людей, имеющих в повседневной жиз­ни психологические трудности, проблемы, жалобы не­вротического характера, а также на людей, чувствую­щих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития лич­ности.

□ Коррекция ориентируется на здоровые стороны лич­ности независимо от степени нарушения.

□ В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

□ Психокоррекция обычно ориентируется на среднесроч­ную помощь (в отличие от краткосрочной— до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосроч­ной — до нескольких лет — помощи при психотера­пии).

Q В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту.

□ Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сфор­мированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная зада­ча развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида­ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про­являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не спо­собен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: