Специальность 050716.65 «Специальная психология»
Ведущий лектор: Пилипчук Л.С., доцент, к.пс.н.
Ф.И.О., должность, уч. ст., уч. звание
Барнаул
Цели и задачи лекционных занятий:
Помочь студентам в овладении системой современных, целостных, систематизированных знаний по предмету.
Дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.
Помочь разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы.
Сформировать у студентов пониманием основ науки. Раскрыть фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.
Дать целостное, систематизированное, доказательное представление решения той или иной прикладной проблемы, раскрыть научно обоснованные пути решения научно – практических задач и проблем.
Формировать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность и творчество в мышлении.
|
|
Создавать условия для управления самостоятельной работой студентов как в процессе лекции, так и после неё.
ЛЕКЦИЯ № _1_
4 часа (оз 2ч.)
Тема: Понятие, виды, принципы и задачи психокоррекции.
- Понятие о психокоррекции.
- Классификация видов психокоррекции,их характеристика.
- Цели и задачи психокоррекции.
- Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: п сихотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
□ Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
|
|
□ Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
□ В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
□ Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной— до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).
Q В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
□ Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.