Чаще всего мы считаем себя самостоятельными людьми, а свое поведение - результатом собственных решений. Каждый из нас убежден, что сам выбирает профессию и друзей, самостоятельно принимает решения, опираясь на свой опыт и внутренний мир, что его отношения, например, с друзьями или с любимым человеком уникальны и неповторимы. А ведь чаще всего это совсем не так. Социальные - иными словами, общественные - отношения отличаются рядом особенностей.
Во-первых, если вдуматься, мы очень редко поступаем, как хотим. В большинстве случаев наше поведение определяется кем-то или чем-то внешним: другими людьми, общепринятыми нормами, ограниченностью возможностей. Так, требования учителя, обычай здороваться с соседями или отсутствие денег на понравившуюся вещь - все это заставляет поступать именно так, а не иначе. Значит, как правило, наше поведение оказывается упорядоченным и целенаправленным. А упорядочивает и регулирует его невидимая сила, называемая общественным интересом и социальными нормами. Это первый признак социальных отношений. Когда человек в них вступает, он действует как член общества, на которого налагаются определенные обязанности. Хотя это может и не осознаваться нами, и мы можем думать, что поступаем естественно.
|
|
Какие же обязанности общество возлагает на нас? Напомним весьма типичные ситуации. Подросток не дает маме поцеловать себя при сверстниках, боясь прослыть «маменькиным сынком», политик формирует свой имидж в соответствии с ожиданиями избирателей, человек просто идет по городской улице и делает вид, что не замечает окружающих. Это значит, что в обществе люди, как правило, ориентируют свое поведение на других людей. Такая ориентированность своего поведения на других людей является второй существеннейшей чертой социальных отношений.
Каждый из нас в своих целях и поступках стремится учитывать мнения и интересы других людей. Не обязательно потому, что мы уважаем и ценим окружающих. Просто без такого учета мы рискуем вступить в конфликт с интересами других людей и ничего не добиться в своей жизни. Естественно, что не только мы, но и общество заинтересовано в том, чтобы поведение людей было согласованным. Поэтому ориентированность на других становится содержанием общественного интереса и социальных норм. Общество предписывает нам учитывать существование других людей и даже стремиться к тесным связям с окружающими.
Итак, в обществе нас связывают с другими людьми множество видимых и невидимых связей и отношений. Но эти другие - не только друзья, родственники, учителя, знакомые. Мы тесно связаны даже с теми, с кем напрямую никогда не сталкивались (представьте на минуту разнообразие и количество людей, которые произвели надетую на нас одежду, а ведь это лишь малая часть). И здесь появляется еще одна важная черта таких связей. Чем «дальше» от нас человек, тем более формальным, устойчивым и однозначным становится характер нашей с ним связи. Если учитель для учеников может быть еще и душевным человеком, старшим другом, знатоком музыки и т.п., то фермер, чей хлеб мы покупаем, является для нас только производителем, а мы для него - только покупателями. В магазине мы только покупатели, а человек за прилавком для нас, только продавец.
|
|
Если продолжать эту мысль, можно представить эти отношения как густую сеть устойчивых и типичных взаимоотношений, к примеру, избирателей и политиков, производителей и потребителей, начальников и подчиненных, наказывающих и наказанных, учителей и учеников и так далее и так далее. При этом люди - узелки в такой сети. И эти узелки имеют значение для всей сети не как живые личности, а как общественные единицы - те же политики, учителя, начальники. Эти узелки принято называть «социальными позициями». Каждая такая позиция представляет собой место, которое общество предписало человеку и согласно которому он должен строить свое поведение. Не надо понимать это так, что все привязаны к своим местам. Просто если мы попали на определенное место, например, в ситуацию покупателя, посетителя госучреждения, то должны вести себя надлежащим образом. Прочность сети социальных отношений, а значит, общества в целом, зависит от наличия и сбалансированности «узелков», - социальных позиций, без которых невозможны налаженные отношения производства, обмена, потребления, управления и т.п. Заметим, что не только общество, но и мы сами заинтересованы в существовании подобных узелков. Часто мы не хотим выставлять наружу все свои состояния, да и от других людей не всегда желаем подобного. Эти позиции обществоведы называют социальными статусами, а поведение человека в соответствии с такими статусами называют социальной ролью. Создание социальных позиций в статусно-ролевой форме является еще одной важнейшей чертой социальных отношений.
Вот она жизнь общества и жизнь человека в обществе. Она построена как совокупность особых отношений, называемых социальными. А определяются эти отношения общественным интересом и социальными нормами, ориентированностью на других и статусно-ролевым поведением.