Форма правления

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит (осу­ществляет государственную власть), как организованы и действуют верховныеи центральные органы государства.

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществ­ляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяются монархические и республиканские формы правления.

а) Монархия. В переводе с греческого языка данный термин означа­ет единовластие. Во главе государства находится монарх, который пользу­ется своей властью по наследству. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, Монарх выступает источни­ком всякого права (закона), он находится во главе исполнительной власти. Он имени монарха творится правосудие, ему принадлежит право помило­вания. На международной арене, в отношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Монарх пользуется титулом короля, царя, императора, получает содержание из государствен­ной казны, имеет право на особую охрану.

В зависимости от полномочий монарха различаются несколько раз­новидностей монархической формы правления.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для феодаль­ного строя. При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивает­ся вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может на­значать правительство, вершит высший суд. Подданные (население) изна­чально юридически бесправны. Монарх не наделял их какими-то правами.

В современных условиях абсолютная монархия - чрезвычайная ред­кость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи в Саудовской Аравии и Омане считаются также высшими духов­ными лицами, что еще больше увеличивает их власть.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограничен­ной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже возникшее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделе­ние законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит, в принципе, парламенту. Исполнительная власть принадле­жит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначение монархом правительства. Исполнительная власть может быть и более или менее независимой, самостоятельной.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом утверждения закона или его отклонения (вето - запрещено). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, может сменить правительство, если таковое есть. За свою деятель­ность Правительство несет ответственность лишь перед монархом, но не перед парламентом.

Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между Шествующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью. однако преимущественно власть принадлежит монарху и его окружению.

Парламентская монархия. Эта форма правления существует обыч­но в высокоразвитых государствах (Великобритания, Швеция, Япония, Ка­нада и др.). В парламентской монархии признается принцип верховенства и парламента над исполнительной властью. Верховенство парламента выра­жается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом "вето" в отношении законов, принятых парламентом, он не наде­нем. Даже когда оно ему принадлежит, на практике монарх им не пользует­ся, либо монарх осуществляет это право по указанию правительства. Как Правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно. Все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скреп­ляются подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего они не имеют юридической силы. Тем самым глава правитель­ства или министр принимают на себя ответственность за данный акт мо­нарха.

Главный отличительный признак парламентской монархии - ответственность правительства перед парламентом за свою работу. Если парла­мент выразит правительству недоверие - правительство должно подать в отставку, либо уволено в отставку монархом. За монархом сохранены представительские функции (представление государства за пределами его гра­ниц)-

б) Республика. В республике высшие органы власти избираются населением на определенной срок. Республиканская форма правления также стара, как и монархическая. Древние Афины и Древний Рим, Гос­подин Великий Новгород и Венеция знали республиканскую форму прав­ления в различные периоды своей истории. Первой республикой нового времени были Соединенные Штаты Америки, утвердившие республикан­ский строй после обретения страной независимости. Во Франции 1-ая рес­публика была провозглашена в 1792 году. Сегодня французы живут в Пя­ти республике. В России республика была провозглашена Декретом Вре­менного Правительства 1 сентября 1917 года. Она просуществовала co­in ем немного, так как в результате Октябрьской Революции были учреж­дена Республика Советов. Новая Российская Конституция учреждает тре-11,ю республику в России.

Известны две формы республик - парламентская и президентская республики. В республике законодательным органом власти является избираемый населением представительный орган власти - парламент. Он может состоять из одной палаты или двух. В свою очередь в двухпалатном парламенте палаты либо равны, либо подразделяются на нижнюю и верх­нюю. Последняя играет роль контрольного органа, утверждающего зако­ны, принятые нижней палатой. Верхняя палата в ряде стран называется Сенатом (в США, Франции, Италии), в России- Федеральное Собрание.

В парламентской республике правительство формируется парла­ментом. Главой правительства, как правило, становится лидер победив­шей на выборах в парламент партии. За свою деятельность правительство несет ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).

В парламентских республиках также может существовать институт Президента. Но Президент избирается на должность Парламентом и вы­полняет примерно те же функции, что и монарх в конституционной мо­нархии.

Президентская республика. В президентской республике население избирает два верховных органа государственной власти: Парламент - выс­ший законодательный и контрольный орган, и Президента - Главу государ­ства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятель­ностью. Президент осуществляет полномочия Главы государства и, одно­временно, главы исполнительной власти, парламент - законодательного орга­на, а Правительство - органа исполнительной власти. Тем самым наиболее полно осуществляется разделение законодательной и исполнительной влас­ти: и Парламент и Президент обладают равным объемом доверия народа и независимы друг от друга. Но вместе с тем, оба эти органа сохраняют взаим­ный контроль: Президент может наложить вето (запрет) на принятый парла­ментом закон и вернуть его на новое рассмотрение; парламент, в свою оче­редь, утверждает назначенных Президентом министров и других высших чинов исполнительной власти. Президент может также быть привлечен к ответственности и отстранен от власти посредством процедуры импичмен­та (отрешение от должности). Но это возможно лишь в случаях совершения Президентом тяжкого преступления. При такой форме правления Прези­дент как правило избирается непосредственно народом.

Кроме парламентской и президентской республики существует еще одна форма - смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) республика. От президентской она отличается тем, что Правительство фор­мируется Президентом по согласованию с парламентом. По представле­нию премьер-министра Президент назначает других министров. В тоже время парламент может при определенных условиях выразить правитель­ству недоверие, и оно должно уйти в отставку.

Полупрезидентской является Французская Республика (пятая). Однако фактически прерогативы Президента столь широки, что не уступают полномомочиям американского президента, а кое в чем превосходит их: Французский Президент может распустить Парламент и назначить новые выбо­ры, чего не может американский президент. Не случайно пятую республику некоторые французские государствоведы называют "Республиканс­кой монархией".

Институт Президентской власти в России имеет сравнительно ко­роткую историю. По Конституции Российской Федерации Президент занимает особое место в системе органов государственной власти. Прези­дент не входит напрямую непосредственно ни в одну из её ветвей. Между Президентом, законодательной и исполнительной властями нет отноше­нии подчиненности. Но нет оснований трактовать Президентскую власть как стоящую над другими, зависящими от Президента. Каждая из ветвей ВЛАСТИ осуществляет закрепленные за ними полномочия, взаимодействуют друг с другом. Президент реализует свои полномочия в рамках Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: