В XIX веке были установлены некоторые общие закономерности биологических систем: рост численности колоний бактерий, популяций насекомых и т.п. в зависимости от времени. Эти кривые похожи тем, что на них можно выделить четко четыре этапа: I – медленный рост, II – быстрое лавинообразное нарастание, III – стабилизация численности или других характеристик системы и IV – гибель системы. Такие кривые получили название S-образных кривых. Они отражают борьбу прогрессивных и регрессивных факторов.
Впоследствии оказалось, что аналогичные три этапа проходят в своем развитии все технические системы: корабли, самолеты, бумагоделательные машины и т.д. Существуют многочисленные публикации на эту тему, например, [7].
S-образная кривая строится в координатах: «важнейшие характеристики системы – время». Для систем типа «Устройство» в качестве характеристик могут быть принятые мощность, скорость и др. а для «Процессов», например, технологических, – технико-экономические показатели: производительность, показатели качества продукции и отношение Сп/Ст себестоимости, где Сп – запланированная себестоимость, руб.; Ст – текущая себестоимость, руб.
Рассмотрим кратко характеристику отдельных участков кривой и ее наиболее характерные точки (см. рис. 23) применительно к организации.
Рис. 23. S-образная кривая и ее характерные точки
0 – создание системы; 1 – начало эксплуатации (начало промышленного выпуска) системы; 2 – замедление роста характеристик; 3 – исчерпание системных ресурсов; 4 – предел развития; 5 – стагнация и конец ЖЦ системы.
I этап. Создание организации, которая на данном этапе практически не работает, а только отлаживается.
Требуется внутрисистемное согласование операций, оборудования, всех элементов системы между собой, доработка узлов, приспособлений, обрабатывающего инструмента, внесение изменений и согласований в техпроцесс, оргструктуру, согласование элементов структуры.
Идет отладка партий изделий. Экономический эффект отрицательный, т.к. выпуска изделий для продажи нет, а все доработки затратны.
II этап. В точке 1 начинается промышленный выпуск изделий (установочные партии) по данной технологии. Если испытания и сертификация партий проходят нормально, значит, оставшиеся изделия могут идти на продажу.
Если изделие попадает потребителю и оказывается некачественным, то на предприятия, как минимум, поступает рекламация или, как максимум, возвращается изделие. В обоих случаях предприятие должно найти причины поставки некачественного товара, устранить их и не допускать больше в производстве. Таким образом, осуществляется внешнее (потребитель в надсистеме) согласование технологии по выпускаемой продукции.
На всем участке от точки 1 до точки 2 идет наращивание выпуска изделий, растет производительность, снижаются издержки производства. В точке 2 рост характеристик замедляется, и к точке 3 почти все системные ресурсы исчерпываются для этого изделия. Стареют оборудование и технология.
III этап. В целом этот этап является завершающим в эксплуатации системы и выпуска изделий (точка 5). Прибыль от продажи изделий падает, в виду больших затрат на ремонт оборудования, модернизацию изделия и других факторов.
Последние исследования показывают, что S-образная кривая может характеризовать и другие стороны развития организаций.
Развитие уже не является лишь условием роста, лидерства и конкурентного преимущества организации. Развитие – это одно из условий ее существования. При этом под развитием организации понимается не только количественный рост, по каким-либо показателям, но и ее адаптация к изменяющимся условиям внешней среды.
Для процесса развития характерны свойства, отличающие его от других процессов организационных изменений:
- наличие направленности, выражающейся в накопленных положительных результатах;
- закономерность появления положительных результатов в ответ на рациональное управленческие действия.
Для того, чтобы после точки (3) на этапе III уже должно быть освоено и поставлено на производство новое изделие-заменитель, заменено оборудование, и если нужно технологии, и начат выпуск замещающего продукта.
Тогда это позволит организации начать новый виток развития, затем следующий и т.д. (см. рис. 24)
Рис. 24. Непрерывный процесс развития предприятия (организации)
На рисунке этот процесс непрерывного развития показан сплошными линиями.
IV этап – ликвидация системы (организации).