Черты эффективного лидерства

Вне зависимости от сложившегося стиля лидерства можно выделить черты; характеризующие эффективное руководство (лидерство).

Лидерство - это в значительной степени природный дар, искусство, мастерство, учение; талант. Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик или даже советов, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства (рис. 1.11).

  Интеллектуальные    
  способности    
               
Компетентность         гибкость
(задание дела)          
      Эффективное      
Решительность   лидерство   ответственность
энергичность          
      Способность      
Коммуни-   к сотрудничеству      
кабельность   (доверие)   Самоуправление

Рис. 1.11. Черты Эффективного лидерства

Вне зависимости от того, как Вы работаете, нижеперечисленные принципы лидерства пригодятся Вам для самопроверки либо помогут направить вас к успеху в руководстве людьми.

1. Лидер должен быть оптимистом и энтузиастом. Энтузиазм заразителен так же, как и скука.

2. Лидер заботится о своих сотрудниках, умеет их защищать, всегда доступен и человечен.

3. Лидер должен быть смелым и решительным: "Король всегда должен выглядеть королем".

4. Лидер обладает широтой взгляда, у него развитая интуиция, стратегическое видение, чувство нового. Он способен рисковать и решать проблемы.

5. Лидер тактичен и внимателен. Вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. Уважайте индивидуальность. Будьте любезны.

6. Лидер, прежде всего, справедлив, честен. Признание крити­ки и собственных ошибок будет воспринято как свидетельство силы и власти, а не слабости. Не обрастайте любимчиками.

7. Лидер последователен, подает хороший пример, не дает необдуманных обещаний. Правило лидера: когда дела идут плохо - это вина, а когда дела идут хорошо - это заслуга моих работников.

8. Лидер скромен, он уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного лидера.

9. Лидер умеет делегировать поручения, не заваливая себя работой и "текучкой". Наделяйте подчиненных ответственностью, снимая ее с собственных плеч.

10. Лидер не пользуется особыми привилегиями. Надо уметь установить баланс между фамильярностью и панибратством, чтобы сохранить свой авторитет.

Выводы

1. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

2. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер - последователи», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

3.Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективности руководства. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства - манеры поведения с подчиненными - в континууме от автократичного до либерального стиля. Ситуативный подход к лидерству более гибок и определяет роль руководителя в конкретных ситуациях с позиций соотношения определенных переменных (отношения между руководителем и членом группы, структурой задачи, должностными полномочиями).

4. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

5. Всё большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять лидерские функции как минимум не хуже мужчин. Первые исследования в области гендерных аспектов лидерства были проведены в США Уайтом (1945) и Харвелом (1953). Активно эта область стала развиваться в 1970- 1980 годы под влиянием феминистской психологии. Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на 3 класса. В первом гендерный фактор считается главным, во втором – предпочтение отдаётся лидерским качествам, в третьем – оба аспекта рассматриваются как равноправные.

Контрольные вопросы

1. Какой стиль лидерства (руководства) в управленческой решётке Р.Блейка и Д. Моутона является наиболее эффективным?

2. Какой тип последователей в концепции ситуационного лидерства «Херси – Блашара» готов принимать решения под свою ответственность?

3. Какие новые концепции лидерства появились в конце 20 века?

4. Как вы относитесь к гендерным аспектам лидерства?

5. Какой стиль руководства вы выберете, если нужно быстро достичь конкретных целей, и вы знаете пути и средства?

6. Каковы, на ваш взгляд недостатки либерального стиля руководства?

7. В чём суть модели ситуационного лидерства?

8. Какие черты эффективного лидерства лично вам нужно сформировать для достижения поставленной цели?

9. Чем характерно лидерство в учреждениях государственной службы?

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление/ пер. с англ.- М.: 1989.

2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, №1.

3. Блейк Р.Р., Мутон Д. С. Научные методы управления. - Киев: 1990

4. Веснин В.П. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики, изд-во «Триада», 2000.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.: 1991.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

8. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998г.

11. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Интел-Синтез, 2000 г.

12. Основы менеджмента. / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.

13. //Проблемы теории и практики управления, №2, 2002.

14. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2001.

15. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону. 1999.

16. Управление современной компанией. / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса, М.: 2001.

17. //Управление персоналом, №3, 2000; №4, 2001 и №5, 2002.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: