Вне зависимости от сложившегося стиля лидерства можно выделить черты; характеризующие эффективное руководство (лидерство).
Лидерство - это в значительной степени природный дар, искусство, мастерство, учение; талант. Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик или даже советов, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства (рис. 1.11).
Интеллектуальные | |||||||
способности | |||||||
Компетентность | гибкость | ||||||
(задание дела) | |||||||
Эффективное | |||||||
Решительность | лидерство | ответственность | |||||
энергичность | |||||||
Способность | |||||||
Коммуни- | к сотрудничеству | ||||||
кабельность | (доверие) | Самоуправление |
Рис. 1.11. Черты Эффективного лидерства
Вне зависимости от того, как Вы работаете, нижеперечисленные принципы лидерства пригодятся Вам для самопроверки либо помогут направить вас к успеху в руководстве людьми.
|
|
1. Лидер должен быть оптимистом и энтузиастом. Энтузиазм заразителен так же, как и скука.
2. Лидер заботится о своих сотрудниках, умеет их защищать, всегда доступен и человечен.
3. Лидер должен быть смелым и решительным: "Король всегда должен выглядеть королем".
4. Лидер обладает широтой взгляда, у него развитая интуиция, стратегическое видение, чувство нового. Он способен рисковать и решать проблемы.
5. Лидер тактичен и внимателен. Вы добьетесь от людей больше с помощью меда, чем уксуса. Уважайте индивидуальность. Будьте любезны.
6. Лидер, прежде всего, справедлив, честен. Признание критики и собственных ошибок будет воспринято как свидетельство силы и власти, а не слабости. Не обрастайте любимчиками.
7. Лидер последователен, подает хороший пример, не дает необдуманных обещаний. Правило лидера: когда дела идут плохо - это вина, а когда дела идут хорошо - это заслуга моих работников.
8. Лидер скромен, он уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного лидера.
9. Лидер умеет делегировать поручения, не заваливая себя работой и "текучкой". Наделяйте подчиненных ответственностью, снимая ее с собственных плеч.
10. Лидер не пользуется особыми привилегиями. Надо уметь установить баланс между фамильярностью и панибратством, чтобы сохранить свой авторитет.
Выводы
1. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
|
|
2. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер - последователи», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
3.Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективности руководства. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства - манеры поведения с подчиненными - в континууме от автократичного до либерального стиля. Ситуативный подход к лидерству более гибок и определяет роль руководителя в конкретных ситуациях с позиций соотношения определенных переменных (отношения между руководителем и членом группы, структурой задачи, должностными полномочиями).
4. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.
5. Всё большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять лидерские функции как минимум не хуже мужчин. Первые исследования в области гендерных аспектов лидерства были проведены в США Уайтом (1945) и Харвелом (1953). Активно эта область стала развиваться в 1970- 1980 годы под влиянием феминистской психологии. Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на 3 класса. В первом гендерный фактор считается главным, во втором – предпочтение отдаётся лидерским качествам, в третьем – оба аспекта рассматриваются как равноправные.
Контрольные вопросы
1. Какой стиль лидерства (руководства) в управленческой решётке Р.Блейка и Д. Моутона является наиболее эффективным?
2. Какой тип последователей в концепции ситуационного лидерства «Херси – Блашара» готов принимать решения под свою ответственность?
3. Какие новые концепции лидерства появились в конце 20 века?
4. Как вы относитесь к гендерным аспектам лидерства?
5. Какой стиль руководства вы выберете, если нужно быстро достичь конкретных целей, и вы знаете пути и средства?
|
|
6. Каковы, на ваш взгляд недостатки либерального стиля руководства?
7. В чём суть модели ситуационного лидерства?
8. Какие черты эффективного лидерства лично вам нужно сформировать для достижения поставленной цели?
9. Чем характерно лидерство в учреждениях государственной службы?
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление/ пер. с англ.- М.: 1989.
2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии, 2000, №1.
3. Блейк Р.Р., Мутон Д. С. Научные методы управления. - Киев: 1990
4. Веснин В.П. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики, изд-во «Триада», 2000.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2002.
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М.: 1991.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
8. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.
9. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998г.
11. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Интел-Синтез, 2000 г.
12. Основы менеджмента. / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.
13. //Проблемы теории и практики управления, №2, 2002.
14. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2001.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону. 1999.
16. Управление современной компанией. / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лиса, М.: 2001.
17. //Управление персоналом, №3, 2000; №4, 2001 и №5, 2002.