Российский банк реконструкции и развития

В нашей стране создается новая система инвестиционных финан­сово-кре­дитных институтов. Ее центральным звеном станет Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР).

Агентство предназначено для осуществления государственной по­литики в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудни­чества.

По сути дела РАМСИР станет зеркальным отображением институ­тов, существующих на западе. Разница заключается в том, что там заинтересованы в экспансии капитала, а в России - в его привлече­нии.

Организационно в РАМСИР войдут следующие институты:

1) Российский банк реконструкции и развития;

2) Агентство финансового проектирования;

3) Агентство по страхованию политических рисков;

4) Тендерный комитет;

5) Инвестиционный комитет;

6) Агентство по международным кредитным линиям.

Один из важнейших институтов в структуре РАМСИРа - РБРР. Это определяется его функциями:

1) финансирование конкретных крупных инвестиционных проектов;

2) реализация на конкурсной основе части межправительственных кредитных линий, предназначенных на инвестиции;

3) эмиссия правительственных ценных бумаг;

4) репатриация по поручению иностранных инвесторов их диви­дендов.

В последнем десятилетии ушедшего столетия формирование новых международных банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Рос­сия играла в этом процессе активную роль, участ­вуя в создании Черноморского банка торговли и развития и Межгосударственного банка СНГ.

Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) был создан 11 государствами - членами Организации черноморского экономического со­трудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Его становление как международной финансово-кредитной организа­ции было затяжным. Решение о его создании было принято в декабре 1992 г., соглашение об его учреждении, подписанное через два года, вступило в силу в январе 1997 г. И только в июне 1999 г. Банк приступил к операциям. Естествен­но, подобные затяжки в создании ставят под со­мнение коммерческую эффективность всего про­екта в целом.

Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восста­новлении сотрудничества со странами СНГ и Вос­точной Европы, закрепить экономическое при­сутствие России на Балканах и обеспечить эконо­мическое взаимодействие с Турцией и Грецией. Однако практический эффект участия в Черно­морском банке торговли и развития для отечест­венной экономики не соответствует нашей доле в его уставном капитале (16,5%), а также нашим на­циональным интересам в этом регионе.

Соглашение об учреждении Межгосударст­венного банка СНГ Россия подписала в январе 1993 г. вместе с еще девятью странами СНГ (Ар­мения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молда­вия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). Этот банк можно считать субрегио­нальным банком развития потому, что его учре­дителями выступают государства в лице их прави­тельств и центральных (национальных) банков, основные направления его политики ориентиро­ваны на развитие экономического сотрудничест­ва стран-членов. Банк признан международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного пуб­личного права.

По мере динамичного изменения ситуации в экономической и финансовой сферах Содружест­ва менялись и функции Межгосударственного банка. После распада рублевой зоны и подписания Соглашения о создании Платежного союза Банк становится специализированным институ­том последнего. В 1996 г. функции Межгосудар­ственного банка были значительно расширены.

Другой многосторонний банк, в котором Рос­сия оказалась в качестве члена «по наследству», - Международный инвестиционный банк (МИБ), созданный в 1970 г. на основе Соглашения стран СЭВ как межгосударственная организация, пред­назначенная для осуществления долго- и средне­срочного кредитования стран-членов. С 1991 г. МИБ стал осуществлять операции только в кон­вертируемых валютах, то есть фактически нацио­нальные валюты ни одного из членов Банка в кре­дитных отношениях не используются. Россия осу­ществляет свою деятельность как член МИБ на основании общей правопреемственности СССР. Она является крупнейшим акционером банка, а ее квота в уставном капитале МИБ составляет 44,7%.

Современные особенности функционирования экономик стран-членов и их новые внешнеэконо­мические связи коренным образом изменили при­оритеты политики МИБ. Он прекратил кредито­вание крупных государственных объектов и в ос­новном сконцентрировался на финансировании предприятий различных форм собственности. Особое внимание уделяется кредитованию ре­конструкции мелких и средних частных предпри­ятий, выпускающих потребительские товары, а также предприятий в области транспорта, туриз­ма и пр.

С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это от­крыло возможности финансирования пригра­ничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внима­ние открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставлен­ных им средств, что способствует ускорению ре­ализации проектов.

Объективный процесс превращения мирового хозяйства в единый организм вызывает настоятельную необходимость проведения всеми странами единой, взаимосвязанной валютной политики. Естественно, что наша страна не может оставаться в стороне от этих процессов.

Поэтому происходящие в настоящее время преобразования в сфере международных экономических отношений России с зарубежными страна­ми направлены на достижение открытости нашей экономики, его интег­рирования в мировое хозяйство, на участие в международных валютно-финансовых организациях.

С тех пор как в 1992 г. Россия стала членом МВФ и МБРР, в российских средствах массовой информации время от времени встре­чаются упоминания о «всемогущественных» международных финан­совых организациях, которые в состоянии решить все проблемы и вывести любую страну из непростой экономической ситуации.

Безусловно, в современном мировом хозяйстве, в международ­ных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях международные финансовые организации играют заметную роль, а МВФ и МБРР не только влияют на экономическую политику большой группы стран, включая Россию, но иногда в какой-то мере и опреде­ляют ее. Тем не менее, участие России в международных финансовых организациях вызывает много вопросов. Ответы на них (особенно, что касается МВФ и МБРР) сейчас не могут быть однозначными и окончательными. Слишком мало прошло времени и невелик опыт, чтобы ему можно было дать точную и исчерпывающую оценку. Все же уже достаточно отчетливо обозначились некоторые тенденции, на базе которых можно сделать определенные выводы.

Россия, как и подавляющее число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, по­крытия дефицита государственного бюджета, проведения социаль­но-экономических преобразований и выполнения долговых обяза­тельств по внешним заимствованиям. Некоторые страны являются одновременно и кредиторами, и заемщиками, некоторые — чистыми должниками. Но практически во всех странах сложилась долговая эко­номическая система. Зависимость национальных хозяйств от внешних «подпиток» будет усиливаться по мере либерализации и глобализа­ции финансовых рынков. Мировая экономика в целом дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты.

Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориен­тируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д. с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой экономичес­кой политикой. Международные институты предпочитают совершать операции под гарантии правительств стран-членов. Не является ис­ключением в этой сложившейся практике и Россия.

Цена привлекаемых Россией у международных валютно-кредитных организаций ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (включая объемы и сроки), которые не представляется возможным согласовать с иными источниками заимствований.

Объемы заимствований России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих организаций. В 1992 - 1999 гг. только от МВФ Россия получила более 21 млрд. долларов. Самый высокий уровень заимствований был достигнут в 1998 г. - 4,8 млрд. долл. (по совместному проекту МВФ, Всемирного банка и правительства Японии). Влиять же на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно.


Список рекомендованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ. Ч. II от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ.

2.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

3.Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

4.Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

5.Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

6.Положение ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

7.Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

8.Положение ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».

9.Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

10.Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

11.Банки и банковское дело. Краткий курс: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2002.

12.Банковские операции: Учетно-ссудные операции и агентские услуги банков: Учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: ИНФРА-М, 1996.

13.Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2003.

14.Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2003.

15.Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. – М.: АО «Консалт-Банкир», 1997.

16.Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России: Учебник / Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 1996.

17.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.

18.Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная поли­тика. - М., 1994.

19.Жихарев В.П. Организация безналичных расчетов в Российской Федерации. – Ярославль: ЯВВФУ, 1997.

20.Жихарев В.П., Сырыгин В.Г. Вексель и вексельное обращение: Учебное пособие. – Ярославль: ЯВВФУ, 1997.

21.Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. – М.: «Консалт- Банкир», 1995.

22.Коречков Ю.В. История финансов, денег и кредита России. – Ярославль: МУБиНТ, 1999.

23.Коречков Ю.В., Головко А.С. Региональная платежная система. – Ярославль: Аверс-Пресс, 2004.

24.Международные и валютно-финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2003.

25.Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.

26.Нуреев P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.: Финстатинформ, 1995.

27.Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: МКЦ Дис, 1997.

28.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М., 1994.

29.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Сенгалова и др. - М.: Финансы, Проспект, 1999.

30.Челноков В.А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 1998.


[1] Банк – от итал. Banko – скамья.

1 Пролонгация – продление срока договора.

[2] Российская банковская энциклопедия. - М.: ЭТА, 1995. - С. 412.

[3] Диверсификация (от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента продукции и услуг на финансовом рынке с целью увеличения прибыли и снижения степени экономического риска.

Специальные кредитные институты (как и банки) стремятся к рассредоточению кредитных ресурсов среди многочисленных клиентов или к приобретению диверсифицированного портфеля ценных бумаг.

Диверсификация кредитной и инвестиционной деятельности позво­ляет уменьшить риск как для отдельных вкладчиков, так и для самих кредитных организаций, избежать непредвиденных потерь, связанных с банкротствами или с резким падением курса ценных бумаг каких-либо корпораций.

[4] Российская банковская энциклопедия.- М.: ЭТА, 1995. - С. 368 – 169.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: