В нашей стране создается новая система инвестиционных финансово-кредитных институтов. Ее центральным звеном станет Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР).
Агентство предназначено для осуществления государственной политики в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества.
По сути дела РАМСИР станет зеркальным отображением институтов, существующих на западе. Разница заключается в том, что там заинтересованы в экспансии капитала, а в России - в его привлечении.
Организационно в РАМСИР войдут следующие институты:
1) Российский банк реконструкции и развития;
2) Агентство финансового проектирования;
3) Агентство по страхованию политических рисков;
4) Тендерный комитет;
5) Инвестиционный комитет;
6) Агентство по международным кредитным линиям.
Один из важнейших институтов в структуре РАМСИРа - РБРР. Это определяется его функциями:
1) финансирование конкретных крупных инвестиционных проектов;
2) реализация на конкурсной основе части межправительственных кредитных линий, предназначенных на инвестиции;
|
|
3) эмиссия правительственных ценных бумаг;
4) репатриация по поручению иностранных инвесторов их дивидендов.
В последнем десятилетии ушедшего столетия формирование новых международных банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Россия играла в этом процессе активную роль, участвуя в создании Черноморского банка торговли и развития и Межгосударственного банка СНГ.
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) был создан 11 государствами - членами Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в качестве региональной финансовой организации. Его становление как международной финансово-кредитной организации было затяжным. Решение о его создании было принято в декабре 1992 г., соглашение об его учреждении, подписанное через два года, вступило в силу в январе 1997 г. И только в июне 1999 г. Банк приступил к операциям. Естественно, подобные затяжки в создании ставят под сомнение коммерческую эффективность всего проекта в целом.
Заинтересованность России в развертывании его деятельности продиктована надеждами на то, что он может сыграть полезную роль в восстановлении сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, закрепить экономическое присутствие России на Балканах и обеспечить экономическое взаимодействие с Турцией и Грецией. Однако практический эффект участия в Черноморском банке торговли и развития для отечественной экономики не соответствует нашей доле в его уставном капитале (16,5%), а также нашим национальным интересам в этом регионе.
|
|
Соглашение об учреждении Межгосударственного банка СНГ Россия подписала в январе 1993 г. вместе с еще девятью странами СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). Этот банк можно считать субрегиональным банком развития потому, что его учредителями выступают государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков, основные направления его политики ориентированы на развитие экономического сотрудничества стран-членов. Банк признан международной межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного публичного права.
По мере динамичного изменения ситуации в экономической и финансовой сферах Содружества менялись и функции Межгосударственного банка. После распада рублевой зоны и подписания Соглашения о создании Платежного союза Банк становится специализированным институтом последнего. В 1996 г. функции Межгосударственного банка были значительно расширены.
Другой многосторонний банк, в котором Россия оказалась в качестве члена «по наследству», - Международный инвестиционный банк (МИБ), созданный в 1970 г. на основе Соглашения стран СЭВ как межгосударственная организация, предназначенная для осуществления долго- и среднесрочного кредитования стран-членов. С 1991 г. МИБ стал осуществлять операции только в конвертируемых валютах, то есть фактически национальные валюты ни одного из членов Банка в кредитных отношениях не используются. Россия осуществляет свою деятельность как член МИБ на основании общей правопреемственности СССР. Она является крупнейшим акционером банка, а ее квота в уставном капитале МИБ составляет 44,7%.
Современные особенности функционирования экономик стран-членов и их новые внешнеэкономические связи коренным образом изменили приоритеты политики МИБ. Он прекратил кредитование крупных государственных объектов и в основном сконцентрировался на финансировании предприятий различных форм собственности. Особое внимание уделяется кредитованию реконструкции мелких и средних частных предприятий, выпускающих потребительские товары, а также предприятий в области транспорта, туризма и пр.
С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.
Объективный процесс превращения мирового хозяйства в единый организм вызывает настоятельную необходимость проведения всеми странами единой, взаимосвязанной валютной политики. Естественно, что наша страна не может оставаться в стороне от этих процессов.
Поэтому происходящие в настоящее время преобразования в сфере международных экономических отношений России с зарубежными странами направлены на достижение открытости нашей экономики, его интегрирования в мировое хозяйство, на участие в международных валютно-финансовых организациях.
С тех пор как в 1992 г. Россия стала членом МВФ и МБРР, в российских средствах массовой информации время от времени встречаются упоминания о «всемогущественных» международных финансовых организациях, которые в состоянии решить все проблемы и вывести любую страну из непростой экономической ситуации.
Безусловно, в современном мировом хозяйстве, в международных финансово-экономических и валютно-кредитных отношениях международные финансовые организации играют заметную роль, а МВФ и МБРР не только влияют на экономическую политику большой группы стран, включая Россию, но иногда в какой-то мере и определяют ее. Тем не менее, участие России в международных финансовых организациях вызывает много вопросов. Ответы на них (особенно, что касается МВФ и МБРР) сейчас не могут быть однозначными и окончательными. Слишком мало прошло времени и невелик опыт, чтобы ему можно было дать точную и исчерпывающую оценку. Все же уже достаточно отчетливо обозначились некоторые тенденции, на базе которых можно сделать определенные выводы.
|
|
Россия, как и подавляющее число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Некоторые страны являются одновременно и кредиторами, и заемщиками, некоторые — чистыми должниками. Но практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Зависимость национальных хозяйств от внешних «подпиток» будет усиливаться по мере либерализации и глобализации финансовых рынков. Мировая экономика в целом дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты.
Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т.е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т.д. с учетом своих правил, практики и лимитов. Лишь МВФ и отчасти МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, увязывая предоставление своих ресурсов с проводимой экономической политикой. Международные институты предпочитают совершать операции под гарантии правительств стран-членов. Не является исключением в этой сложившейся практике и Россия.
Цена привлекаемых Россией у международных валютно-кредитных организаций ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких условиях (включая объемы и сроки), которые не представляется возможным согласовать с иными источниками заимствований.
|
|
Объемы заимствований России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих организаций. В 1992 - 1999 гг. только от МВФ Россия получила более 21 млрд. долларов. Самый высокий уровень заимствований был достигнут в 1998 г. - 4,8 млрд. долл. (по совместному проекту МВФ, Всемирного банка и правительства Японии). Влиять же на политику ведущих международных финансовых организаций Россия может весьма умеренно.
Список рекомендованной литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ. Ч. II от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ.
2.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3.Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
4.Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
5.Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
6.Положение ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
7.Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
8.Положение ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
9.Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
10.Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
11.Банки и банковское дело. Краткий курс: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2002.
12.Банковские операции: Учетно-ссудные операции и агентские услуги банков: Учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: ИНФРА-М, 1996.
13.Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2003.
14.Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2003.
15.Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. – М.: АО «Консалт-Банкир», 1997.
16.Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России: Учебник / Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 1996.
17.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
18.Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика. - М., 1994.
19.Жихарев В.П. Организация безналичных расчетов в Российской Федерации. – Ярославль: ЯВВФУ, 1997.
20.Жихарев В.П., Сырыгин В.Г. Вексель и вексельное обращение: Учебное пособие. – Ярославль: ЯВВФУ, 1997.
21.Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. – М.: «Консалт- Банкир», 1995.
22.Коречков Ю.В. История финансов, денег и кредита России. – Ярославль: МУБиНТ, 1999.
23.Коречков Ю.В., Головко А.С. Региональная платежная система. – Ярославль: Аверс-Пресс, 2004.
24.Международные и валютно-финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2003.
25.Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.
26.Нуреев P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.: Финстатинформ, 1995.
27.Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: МКЦ Дис, 1997.
28.Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М., 1994.
29.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. В.К. Сенгалова и др. - М.: Финансы, Проспект, 1999.
30.Челноков В.А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 1998.
[1] Банк – от итал. Banko – скамья.
1 Пролонгация – продление срока договора.
[2] Российская банковская энциклопедия. - М.: ЭТА, 1995. - С. 412.
[3] Диверсификация (от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента продукции и услуг на финансовом рынке с целью увеличения прибыли и снижения степени экономического риска.
Специальные кредитные институты (как и банки) стремятся к рассредоточению кредитных ресурсов среди многочисленных клиентов или к приобретению диверсифицированного портфеля ценных бумаг.
Диверсификация кредитной и инвестиционной деятельности позволяет уменьшить риск как для отдельных вкладчиков, так и для самих кредитных организаций, избежать непредвиденных потерь, связанных с банкротствами или с резким падением курса ценных бумаг каких-либо корпораций.
[4] Российская банковская энциклопедия.- М.: ЭТА, 1995. - С. 368 – 169.