Россия в МВФ

Одним из учредителей МВФ на Бреттон-Вудской конференции был и Советский Союз. Поэтому, естественно, возникает вопрос: почему СССР не стал членом Фонда?

Дело в том, что с самого начала позиция СССР в отношении МВФ и МБРР была направлена на максимально возможную изоляцию от созда­ваемой системы при формальном вхождении в нее. Даже в случае рати­фикации соглашения возможный в тот период характер участия СССР в МВФ и МБРР был бы равнозначен неучастию в этих организациях.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и 14 других бывших советских республик (Азербайджан был принят 4 мая). После подписания российскими пред­ставителями Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций. Вступление в МВФ других стран, входивших в состав бывшего СССР, кроме Таджикистана, про­изошло в течение периода с 29 апреля (Литва) по 22 сентября 1992 г. (Туркменистан), Таджикистан - член Фонда с 27 апреля 1993 г. Тем самым Бреттон-Вудские финансовые учреждения приобрели недостававший им ранее универсальный характер, что открыло новые горизонты для их деятель­ности

Финансовые условия участия России в МВФ. В ходе дискуссии о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд. долл. (3,5 - 6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками. Кроме того, в соответствии с девятым общим пересмотром квот (1990 - 1992 гг.) итоговая сумма квот стран - членов Фонда была увеличена на 50% и в результате одиннадцатого пересмотра (1998 - 1999 гг.) - еще на 45%. Приблизительно в тех же масштабах возросли квоты России и других государств СНГ, а также стран Балтии.

По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает девятое место. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 59 704 голосами (2,79% общего их количества на 1 сентября 1999 г.), она, подобно двум другим стра­нам - Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств-членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а еди­нолично «избирает» собственного директора.

В соответствии с уставом МВФ Россия опла­тила в конвертируемой валюте около 25% суммы своей подписки на капитал Фонда. С учетом девятого увеличения квот это составило около 1 млрд. СДР (по среднему курсу 1992 г. приблизи­тельно 1,4 млрд. долл.). Взнос в валюте других 14 стран - наследниц бывшего СССР - примерно 600 млн. СДР (свыше 0,8 млрд. долл.). Остальная часть подписки оплачена национальной валютой либо путем передачи Фонду беспроцентных не обраща­ющихся на рынке векселей.

Что дает России вступление в МВФ?

1. Совместимость инструментов валютно-денежного и финансового регулирования в России с общепринятыми в мире нормами.

2. Правовую защиту от дискриминации и валютных ограничений российских предприятий на внешнем рынке.

3. Получение доступа к имеющемуся в МВФ огромному объему ин­формации и результатам глобального экономического анализа.

4. Использование опыта персонала МВФ по целому ряду народнохо­зяйственных проблем.

5. Доступ к льготным кредитам.

Кредитная поддержка. Членство в МВФ дает возможность России пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита пла­тежного баланса. На Западе на первых порах было высказано немало различных суждений относительно масштабов потребности СССР, а затем стран, явившихся его наследницами, в такого рода помощи.

Участие России в МВФ позволило ей присоединиться к системе специальных прав заимствования. Наша страна оказалась в числе тех 38 государств, которые «опоздали» к последней эмиссии этого резервного актива, состоявшейся в январе 1981 г. Наряду с ними России пришлось до­биваться дополнительного ассигнования СДР. Требование развивающихся стран увязать новое распределение СДР с выделением этого резерв­ного актива также на цели финансирования их экономического развития затянуло решение во­проса о дополнительной эмиссии.

Вступление России в МВФ способствовало ус­корению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Практически сразу же после вступления началась подготовка к вве­дению ограниченной конвертации рубля. Снача­ла была введена внутренняя обратимость, унифи­цирован курс валюты. Введение ограниченной обратимости рубля с 1 июня 1996 г. и последую­щие меры по либерализации некоторых опера­ций международного движения капиталов значи­тельно повысили вовлеченность России в миро­вое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему. Этому содействовала также либерализа­ция внешней торговли страны, поскольку эконо­мические программы, согласованные с МВФ, предусматривали снижение уровня таможенных пошлин.

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемир­ном банке. В условиях резко возросшей взаимоза­висимости современного мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в формировании международного валютно-финансового механизма, с которым она реально взаимодействовала при осуществлении внешнетор­говых связей.

Полити­зация действий МВФ - опасная и неприемлемая тенденция. Ее развитие подорвало бы саму основу функционирования этой международной организации Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов разли­чаются в зависимости от идеологических установок и методологических позиций отдельных общест­венно-политических сил. Наличие кризисной си­туации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

9.5.2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР - это межгосударственный инвестиционный институт, созданный для со­действия развитию экономики стран-участниц посредством предостав­ления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования част­ных инвестиций.

Банк учрежден с целью:

1) оказания помощи странам Западной Европы в преодолении тя­желых последствий второй мировой войны;

2) восстановления мирового денежного рынка;

3) достижения стабильности международных валютно-кредитных отношений.

Учредители банка исходили из того, что в своей кредитной дея­тельности он не должен конкурировать с банками и прочими инвесто­рами. Наоборот, банк должен создавать благоприятный климат для их операций.

Поэтому кредиты МБРР предназначаются для стран и отраслей, «рискованных» для частного капитала, и предоставляются на наиболее длительные сроки.

Свою деятельность банк осуществляет с 1946 г. в соответствии с уставом.

Уставом определено, что членами банка могут быть только стра­ны, являющиеся членами МВФ.

Капитал банка образуется путем подписки стран-членов на его акции. Размер подписного капитала в настоящее время превышает 175 млрд. долл., из них оплаченная часть - 9%. Остальная часть подписки может быть востребована банком в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Таким образом, неопла­ченная часть капитала является гарантийным фондом, под который МБРР заимствует средства на рынках ссудного капитала для развития своих кредитных операций.

Высшие органы управления МБРР - Совет управляющих и Директо­рат. Во главе банка - президент. Традиционно президентом банка из­бирается представитель США - страны, имеющей наибольшее количество голосов.

Сессии Совета проводятся один раз в год, совместно с МВФ.

Право голоса в странах МБРР определяется паем в его капитале, т.е. используется система «взвешенных» голосов, аналогично МВФ.

Основным видом деятельности банка является предоставление среднесрочных и долгосрочных займов (до 10-20 и более лет).

Займы предназначаются для развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других объектов инфраструкту­ры. Займы выдаются под гарантию правительства соответствующей страны.

До 1957 г. займы банка направлялись преимущественно в промыш­ленно развитые страны, с 1957 г. основная часть ресурсов направля­ется в страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Процентные ставки по основной части кредитов МБРР приближают­ся к рыночным. Это связано с тем, что свои ресурсы банк формирует главным образом за счет облигационных займов, размещаемых на рын­ках ссудных капиталов.

Таким образом, МБРР играет роль посредника и одновременно га­ранта между частным капиталом и странами-заемщиками (главным обра­зом развивающимися странами).

При решении вопроса о предоставлении кредита какой-либо стра­не банк требует предоставления подробной информации о ее экономи­ческом и финансовом положении. При необходимости в такие страны банк может направлять экономические миссии.

В миссию, как правило, входят представители развитых стран. Они проводят тщательное обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на выработку и претворение в жизнь программ экономического развития.

В рекомендациях миссий приоритет отдается развитию в стра­нах-заемщиках частного сектора, направлению туда иностранного ка­питала.

Если рекомендации миссии МБРР страна не принимает, то кредит, как правило, ей не предоставляется.

Банк кредитует в среднем около 30% стоимости объектов. Ос­тальная часть расходов по финансированию объектов должна покры­ваться за счет внутренних или других внешних источников.

В последние годы произошло расширение диапазона деятельности МБРР. Банк из преимущественно финансового учреждения превратился в главный мировой центр выработки и апробации стратегий развития. Это является следствием того, что посредническая роль банка в при­быльном и надежном вывозе капитала отступила на второй план. На первое место выдвинулось участие банка в обеспечении экономической и политической безопасности в мире, которая во многом зависит от стабильности экономического развития развивающихся стран.

Примером апробации стратегий развития могут служить специаль­ные проекты МБРР по преодолению нищеты в развивающихся странах.

Такие проекты обычно включают:

1) стимулирование земельных реформ;

2) улучшение доступа крестьянских хозяйств к кредитам;

3) сооружение разного рода объектов на селе;

4) развитие в городах мелких производств, основанных на трудоемких технологиях;

5) реконструкцию трущоб и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: